ЕГЭ-2020

Раздел III. Социальные отношения

Вопрос 3.11 Отклоняющееся поведение и его типы

В любом обществе, в котором действуют социальные нормы всегда присутствует отклоняющееся поведение. Отклоняющееся (девиантное) поведение - это поведение, которое не соответствует официально либо фактически существующим нормам в этом обществе.

 

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Подобные отклонения от социальных норм могут быть позитивные и негативные, в зависимости от того, каким является отклонение, так выделяют:

- максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы;

- максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.

Причины девиации:

- биологические (генетическая предрасположенность, наследственность);

- психологические (психологические качества личности, черты характера, внутренние жизненные установки);

- социологические (окружающие люди, распад системы социальных ценностей и норм).

 

Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия могут быть одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей и особенностей социальных норм в данном конкретном обществе.

 

Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Подобные нарушения допускают многие люди в своей повседневной жизни (например, нарушение дорожного движения: переход улице не в положенном месте, парковка в запрещенном месте и т.д.) и они, как правило, не влекут за собой наказание. Многое меняется, когда социальное окружение замечает и оценивает отклонения в поведении людей. Если нарушение замечено правоохранительными органами или становится достоянием общественности, то возникает вторичная девиация, связанная с появлением ярлыка девианта (например, злостный нарушитель правил дорожного движения), окружающие начинают с ним обращаться как с девиантом, и он сам постепенно начинает считать себя им и вести себя в соответствии с этой ролью.

 

В социологии выделяют также делинквентное поведение. Делинквентное поведение – это серьезные нарушения, противоправные действия, которые нарушают общепринятые юридические нормы, т.е. преступления. Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением, но в действительности эти понятия - не совпадающие. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному.

 

Различают несколько типов девиантного поведения:

- конформизм;

- инновация;

- использование социально одобряемых средств для подрыва данной культуры и искажения ее целей;

- отрицание и целей, и средств, одобряемых обществом, характеризуется бегством от действительности;

- бунт.

 

Конформистское поведение – пассивное соблюдение лицом норм права, приспособление своего поведения к мнению и действиям окружающих. Это поведение по принципу «так поступают все», поэтому в не устоявшихся обществах отношение большинства к тем или иным явлениям общественной и правовой жизни может быстро меняться в зависимости от обстоятельств, влияния СМИ и т.д. Основными мотивами конформистского поведения являются: угроза возможного наказания; собственные выгоды от правомерного поведения; боязнь осуждения со стороны других лиц.

Готовые планы по теме «Отклоняющееся поведение и его типы»

 

Тест по теме «Отклоняющееся поведение и его типы»

 

Темы для написания мини-сочинения (Задание 29):

1. «Семья – основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел» (Г. Честертон)

2. «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье» (Д. Трамп)

3. «Свой долг родителям дети отдают своим детям» (И. Ильин)

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2019 Новое в образовании

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now