ЕГЭ-2020

Раздел III. Социальные отношения

Вопрос 3.13 Социализация индивида

1) Социализация

2) Агенты социализации

3) Социальная адаптация

1) Социализация

Начавшийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения индивидом социальных норм и ролей называется социализацией. Как говорят социологи, жизнь – это процесс непрерывного обновления и изменения, и так как на протяжении жизни человеку приходится осваивать множество различных социальных ролей, то процесс социализации продолжается всю жизнь. Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, социальный опыт.

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами - это младенчество, детство, отрочество (подростковый возраст), юность, молодость, зрелость и старость.

По времени осуществления социализация подразделяется на первичную и вторичную. Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии. Социализация в детстве строится на полном следовании правилам и требованиям взрослых. Социализация взрослых заключается в приспособлении к требованиям различных социальных ролей на работе, дома, в обществе. Так, процесс социализации продолжается всю жизнь, так как всю жизнь в процессе социальных взаимодействий человек будет сталкиваться с новыми, требующими приспособления, сторонами жизни. До глубокой старости человек может менять взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

Факторы, оказывающие влияние на процесс социализации:

- биологическая наследственность;

- социальное окружение;

- культура;

- групповой опыт;

- индивидуальный опыт.

В процессе жизни, взрослея и переходя на новую ступень, индивиду приходится многому переобучаться. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

 

2) Агенты социализации

Природа человека такова, что он не способен проходит социализацию находясь в полном одиночестве, идти по этому пути ему помогают другие люди, группы и институты, и оказывают непосредственное влияние на процесс формирования личности - это агентами социализации. Агенты социализации – это отдельные личности, социальные группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация. Так как социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – это ближайшее окружение человека: родители, близкие родственники, друзья, сверстники. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения и т.д. Вообще, термин «первичная» в социологии относится ко всему, что составляет ближайшее окружение человека. Вторичными агентами социализации как правило являются формальные организации, официальные учреждения.

 

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец - опекун, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции (школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т. п.)

 

Роль агентов на разных этапах социализации:

- основные агенты социализации личности в возрасте от 1 до 3 лет: родители, родственники, братья, сестры;

- дополнительные агенты формируют конкретные качества ребенка в возрасте от 3 до 8 лет наряду с основными агентами: учителя, воспитатели, врачи и т.д.;

- СМИ обеспечивают усвоение ценностей и стандартов;

- малые социальные группы ровесников от 8 до 15 лет облегчают переход от родительской опеки к взрослости.

3) Социальная адаптация

Социальная адаптация – это приспособление человека к условиям социальной среды, способность изменяться самому в зависимости от изменения этих условий или при попадании в новую среду, это усвоение человеком культуры общества, стиля поведения, норм, отношений. Например, при переезде семьи в другой город, их ребенок первый раз идет в новую школу, в новое для него общество, новую социальную среду. Процесс его освоения и есть социальная адаптация.

Социальная адаптация может быть двух видов: активная и пассивная. Активная адаптация представляет собой процесс, когда индивид стремится воздействовать на социальную среду с целью ее изменения, и пассивная – когда индивид не стремится к такому воздействию.

Готовые планы по теме «Социализация индивида»

 

Тест по теме «Социализация индивида»

 

Темы для написания мини-сочинения (Задание 29):

1. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

2. «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне)

3. «Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н. Леонтьев)

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2021 Новое в образовании

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now