ЕГЭ-2020

Раздел III. Социальные отношения

Вопрос 3.13 Социализация индивида

1) Социализация

2) Агенты социализации

3) Социальная адаптация

1) Социализация

Начавшийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения индивидом социальных норм и ролей называется социализацией. Как говорят социологи, жизнь – это процесс непрерывного обновления и изменения, и так как на протяжении жизни человеку приходится осваивать множество различных социальных ролей, то процесс социализации продолжается всю жизнь. Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, социальный опыт.

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами - это младенчество, детство, отрочество (подростковый возраст), юность, молодость, зрелость и старость.

По времени осуществления социализация подразделяется на первичную и вторичную. Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии. Социализация в детстве строится на полном следовании правилам и требованиям взрослых. Социализация взрослых заключается в приспособлении к требованиям различных социальных ролей на работе, дома, в обществе. Так, процесс социализации продолжается всю жизнь, так как всю жизнь в процессе социальных взаимодействий человек будет сталкиваться с новыми, требующими приспособления, сторонами жизни. До глубокой старости человек может менять взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

Факторы, оказывающие влияние на процесс социализации:

- биологическая наследственность;

- социальное окружение;

- культура;

- групповой опыт;

- индивидуальный опыт.

В процессе жизни, взрослея и переходя на новую ступень, индивиду приходится многому переобучаться. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

 

2) Агенты социализации

Природа человека такова, что он не способен проходит социализацию находясь в полном одиночестве, идти по этому пути ему помогают другие люди, группы и институты, и оказывают непосредственное влияние на процесс формирования личности - это агентами социализации. Агенты социализации – это отдельные личности, социальные группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация. Так как социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – это ближайшее окружение человека: родители, близкие родственники, друзья, сверстники. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения и т.д. Вообще, термин «первичная» в социологии относится ко всему, что составляет ближайшее окружение человека. Вторичными агентами социализации как правило являются формальные организации, официальные учреждения.

 

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец - опекун, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции (школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т. п.)

 

Роль агентов на разных этапах социализации:

- основные агенты социализации личности в возрасте от 1 до 3 лет: родители, родственники, братья, сестры;

- дополнительные агенты формируют конкретные качества ребенка в возрасте от 3 до 8 лет наряду с основными агентами: учителя, воспитатели, врачи и т.д.;

- СМИ обеспечивают усвоение ценностей и стандартов;

- малые социальные группы ровесников от 8 до 15 лет облегчают переход от родительской опеки к взрослости.

3) Социальная адаптация

Социальная адаптация – это приспособление человека к условиям социальной среды, способность изменяться самому в зависимости от изменения этих условий или при попадании в новую среду, это усвоение человеком культуры общества, стиля поведения, норм, отношений. Например, при переезде семьи в другой город, их ребенок первый раз идет в новую школу, в новое для него общество, новую социальную среду. Процесс его освоения и есть социальная адаптация.

Социальная адаптация может быть двух видов: активная и пассивная. Активная адаптация представляет собой процесс, когда индивид стремится воздействовать на социальную среду с целью ее изменения, и пассивная – когда индивид не стремится к такому воздействию.

Готовые планы по теме «Социализация индивида»

 

Тест по теме «Социализация индивида»

 

Темы для написания мини-сочинения (Задание 29):

1. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

2. «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне)

3. «Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н. Леонтьев)

Используя материалы сайта, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Договором оферты

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2021 Новое в образовании