ЕГЭ-2019

Раздел IV. Политика

Вопрос 4.1 Понятие власти

1) Понятие и сущность политики

2) Власть. Ресурсы и источники власти

1) Понятие и сущность политики

    Политика возникла вместе с государством, так, еще в 5 тысячелетии до н.э. на территориях Египта и Месопотамии уже существовали крупные государственные образования. Сам термин «политика» введен древнегреческим философом Аристотелем. В своем одноименном труде он рассматривал различные формы государственного устройства и организации государственной власти, связывая тем самым понятия «политика» и «государство». Изначально под политикой подразумевали искусство управления государством. И, если государство – это форма организации общества, то политика – это способ управления им.

    «Царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая, таким образом, великолепнейшую и пышнейшую из тканей».

Платон

      «Политика» означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

       Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает».

М.Вебер. Политика как призвание и профессия

       В настоящее время в политологии существует большое количество определений понятия «политика». Вот некоторые из них:

- деятельность государственной власти в области управления и международных отношений; 

- сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, основу которой составляет проблема завоевания, удержания и использования государственной власти;

- образ действия правительства, его виды и намерения;

- деятельность, направленная на достижение общего блага.

     В более широком понимании политика - это совокупность общественных отношений и определенных взглядов различных социальных групп, а также представляющих их интересы политических организаций, институтов, лидеров и партий, деятельность которых основывается на властной иерархии и целью которых является управление обществом.

       Структуру политики составляют участники (субъекты) политической деятельности и общественные явления, связанные с политическим процессом, а именно - политические отношения, политическая власть, политические организации, политическое сознание (отношение индивида к государственной власти) и политическая культура. Субъектами политики могут выступать политические лидеры и элиты, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты.

    В соответствии с тем, в какой сфере общественной жизни осуществляется политическая деятельность, различают экономическую, социальную, национальную, научно-техническую, экологическую, культурную, военную, налоговую, демографическую, религиозную, государственную, партийную и молодежную политику.

       Политика также разделяется на внутреннюю (управление общественными отношениями внутри государства) и внешнюю (отношения с другими государствами).

       Политика выполняет в обществе ряд значимых функций:

1) обеспечение целостности и стабильности общества;

2) управление обществом и регулирование общественных отношений;

3) обеспечение общественного порядка и создание гарантий осуществления прав и свобод человека;

4) предотвращение и регулирование социальных (этнических, региональных) конфликтов.

     Существование различных слоев общества, этносов, профессиональных коллективов и других социальных групп, подразумевает наличие различных интересов, стремлений и идеологий, что в свою очередь неизбежно ведет к возникновению конфликтов. Политика как особый вид регулирования общественных отношений обязана согласовывать интересы различных социальных групп и общностей, предотвращая возникновение конфликтных ситуаций, вырабатывать общие, обязательные для всех правила и нормы, и осуществлять контроль их исполнения.

2) Власть. Ресурсы и источники власти

   Зачастую понятия «политика» и «власть» употребляются как синонимы, но на самом деле их следует различать.

      Если политика – это искусство управлять, то власть – это способность одного человека оказывать влияние на других.

     В более полном понимании власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать влияние на поведение и деятельность других людей.

    В обществе власть находит свое выражение в виде иерархии разных по значению и влиянию должностей, продвижение по которым регламентируется (устанавливается) правовыми актами.

     Властные отношения возникают везде, где существует человек. Любая общественная организация или любой совместный вид деятельности не может осуществляться без властных отношений, без руководителя и подчиненного.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Структуру власти составляют субъекты (руководители) и объекты (подчиненные), источники (то, что дает возможность властвовать), ресурсы (то, на что опирается власть) и функции, которые власть осуществляет в обществе.

   Существует множество источников, поддерживающих власть: сила, богатство, информация, авторитет (признание обществом личных качеств индивида), законы, закрепляющие право на власть, харизма (индивидуальная «притягательность», «магнетизм», «очарование» личности, вплоть до ее обожествления), престиж (оценка обществом положения человека, его социального статуса).

     Для подтверждения своей власти лидеру необходимо обладать чем-либо, имеющим значение для других, что создает зависимость от него и заставляет действовать согласно его желаниям. Ресурсы власти – все возможные средства, которые использует лидер или группа лиц для влияния на других. Выделяют экономические, социальные, информационные и силовые ресурсы.

    Экономические ресурсы - это материальные ценности и блага: деньги, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др., обладание которыми дает превосходство над другими, а также делает возможным вознаграждение за подчинение или лишение благ за неповиновение. Так, директор может поощрять работников премиями или надбавками, либо наказывать их лишением заработной платы или штрафами.

     Социальные ресурсы – это способность повышения или понижения по должности. Для этого в обществе существует огромная система и иерархия должностей. Повышение в должности влечет за собой улучшение материального благосостояния, повышение престижа, возможность получить качественное образование и лучшее медицинское обслуживание и пр., понижение, напротив, ухудшает материальное положение, снижает авторитет и престиж человека.

     Информационные ресурсы -  это знания и информация, а также различные духовные ценности, которые получают свое распространение посредством средств массовой информации, а также других социальных институтов (религия, образование и т.д.), создавая при этом необходимое общественное мнение, что впоследствии влияет и на поведение людей.

      Силовые ресурсы - это средства принуждения, такие как оружие, военная техника, личная физическая сила, армия, полиция, прокуратура, система судов и тюрем.

       В государстве все перечисленные ресурсы применяются в совокупности.

     Некоторые политологи еще одним своеобразным ресурсом власти признают демографический ресурс, т.е. самого человека, общество. Так как именно от этого ресурса зависят остальные. Таким образом, человек выступает не только как субъект и объект власти, но и как основной ресурс.

   В обществе существует множество различных видов власти: родительская, экономическая, духовная, социальная, государственная, политическая, информационная и т.д.

   Одной из разновидностей политической власти является государственная власть. В чем же отличие?   Государственная власть доминирует над всеми иными видами управления и обладает рядом особенностей - это и легальность (дозволенность) использования силовых ресурсов в пределах государства, и верховенство (всеобщая обязательность исполнения решений данной власти для всего населения государства), и публичность власти (обращается от имени всего общества ко всем гражданам посредством права), и наличие единого центра принятия решений, и многообразие используемых ресурсов.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Сфера охвата политической власти намного шире, чем государственной. Так, политическая деятельность осуществляется не только органами государственной власти, но и другими политическими организациями (партиями, профсоюзами и т.д.), в то время как государственная власть находится только в руках правительства.

      Таким образом, политическая власть – это способность и возможность социальной группы, страты (слоя) или класса осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия, а государственная власть - вид политической власти, осуществляемой руководством страны посредством государственного аппарата и установления правовых норм.

    Государственный аппарат – система органов государственной власти, с помощью которых осуществляется управление обществом.

     В Российской Федерации и в большинстве государств мира государственная власть разделена на исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительная власть призвана осуществлять функции управления государством, и следит за исполнением законов в стране. В России высшим органом исполнительной власти является Правительство. Законодательной власти принадлежит исключительное право издавать законы – нормативно-правовые акты, общеобязательные для исполнения и обладающие после Конституции высшей юридической силой. В РФ высшим органом законодательной власти является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Судебная власть – это совокупность организаций по осуществлению правосудия (судебная система). В РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст.118 Конституции РФ).

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Таким образом, разделение властей – это принцип реализации власти, в соответствии с которым государственная власть в демократических странах разделяется на три равноправные и независимые ветви – законодательную, исполнительную и судебную, создается механизм «сдержек и противовесов».

           Основоположниками теории разделения властей являются Джон Локк и Шарль де Монтексье.

          Характерные черты системы разделения властей:

- четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти;

- взаимный контроль, система сдержек и противовесов;

- взаимодействие, координация деятельности всех ветвей власти.

      Система сдержек и противовесов – это система разделения компетенций (полномочий) органов власти, которая предполагает независимость законодательной, исполнительной и судебной власти и возможность контролировать и ограничивать друг друга.

         Статья 93

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

        Статья 109

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

        Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

Конституция РФ

      Так, согласно Конституции РФ, Президент может распустить как Государственную Думу, так и Правительство, а с другой стороны, Государственная дума может выразить Правительству вотум недоверия (выражение неодобрения деятельности), а Федеральное Собрание имеет право отрешить Президента от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Готовые планы по теме «Понятие власти»:

     План на тему: «Природа власти»

     План на тему: «Политика и власть»

     План на тему: «Политическая власть как особый тип общественных отношений»

     План на тему: «Политическая власть»

     План на тему: «Политическая деятельность»

     План на тему: «Политическая деятельность как одна из форм общественной деятельности»

     План на тему: «Внутренняя политика Российской Федерации»

     План на тему: «Влияние экономики на политическую жизнь»

     План на тему: «Экономика и государство»

 

Тематический тест по теме «Понятие власти»

 

Банк вопросов ЕГЭ по теме «Понятие власти»

 

Темы мини-сочинения к теме «Понятие власти»

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2019 Новое в образовании

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now