ЕГЭ-2019

Раздел V. Право

Вопрос 5.2 Система российского права. Законотворческий процесс

1) Система права

2) Правотворчество

3) Законотворческий процесс

1) Система права

   Система права - это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

     Система права включает отрасли права, подотрасли, институты права и нормы права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Отрасль права - это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную область общественных отношений.

     Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права - это уже не инсти­тут, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право - подотраслью финансового права; муниципальное - подотраслью административного права.

    Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

      Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.

   Институт права - гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты трудоустройства, трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, материальной ответственности, оплаты труда, охраны труда и др.

      Право делится на публичное и частное.

    Публичное право - это совокупность правовых отраслей, регулирующих отношения, одним из участников которых является государство. Например, конституционное (государственное) право, административное право, уголовное право, налоговое право и др.

    Частное право - это совокупность правовых отраслей, регулирующих и защищающих интересы частных лиц (физических, юридических) в их взаимоотношениях с другими лицами. Например, гражданское, семейное, трудовое, авторское право и др.

     Система права делится также на материальное и процессуальное.

  Материальное право - это совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения. Например, административное, налоговое, предпринимательское, гражданское, авторское, наследственное, жилищное, семейное и др.).

    Процессуальное право устанавливает порядок разрешения споров между субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Например, административно-процессуальное право, гражданский процесс, арбитражный процесс, уголовный процесс.

     Тенденции развития системы права и системы законодательства РФ:

- приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ;

- формирование новых комплексных отраслей законодательства;

- становление новой структуры законодательства;

- рост значения правового регулирования;

- интеграция в российское законодательство общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров РФ.

2) Правотворчество

   Правотворчество - это урегулированная нормами права деятельность уполномоченных субъектов по установлению, изменению или отмене норм права.

      Субъекты правотворчества:

- народ (граждане) государства на референдуме по принятию закона;

- компетентные государственные органы: законодательные органы (создают законы), исполнительные органы (создают подзаконные акты), суды в англо-саксонской правовой системе (создают прецеденты);

- компетентные должностные лица (федеральный министр, губернатор, мэр города);

- органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения;

- предприятия, учреждения, организации, их трудовые коллективы и должностные лица при создании локальных правовых актов (коллективного договора на предприятии, устава акционерного общества);

- общественные объединения - профсоюзы по вопросам трудового законодательства;

- субъекты правотворческой инициативы, круг которых определяется конституцией (глава государства, законодательные органы, исполнительные органы и высшие суды, депутаты парламента, законодательные органы субъектов федерации).

 

3) Законотворческий процесс

    Законодательный процесс - это совокупность процедур и действий, результатом которых является принятие и вступление в силу закона государства.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

     Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

     Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

     Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

     Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Конституция РФ

    Согласно Конституции РФ, законодательный процесс можно представить, как совокупность следующих стадий:

1) осуществление права законодательной инициативы;

Право законодательной инициативы - это внесение законопроекта в Государственную Думу.

2) подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой;

3) рассмотрение законопроекта в Думе, принятие ею закона;

   Рассмотрение законопроектов Думой осуществляется в трех чтениях. Чтение - специальный термин, обозначающий одну из стадий рассмотрения законопроекта в парламенте, его палате, охватывающий совокупность действий соответствующих участников законодательной процедуры на данной стадии.

4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации, направление его Президенту РФ. Если Совет Федерации отклонил закон, создается согласительная комиссия обеих палат и повторное рассмотрение закона в Государственной Думе.

5) подписание закона Президентом РФ и его обнародование. При отклонении Президентом закона (право вето) появляется дополнительная стадия законодательного процесса - рассмотрение закона в обеих палатах, принятие предложений Президента или преодоление вето двумя третями голосов, после чего следует подписание закона Президентом и его обнародование.

Готовые планы по теме «Система российского права. Законотворческий процесс»:

План на тему: «Система российского права»

План на тему: «Система права»

План на тему: «Правовая система и система права»

План на тему: «Основные тенденции развития системы российского права»

План на тему: «Законотворческий процесс в РФ»

План на тему: «Нормативно-правовой акт и законотворческий процесс РФ»

План на тему: «Правотворчество»

 

Тематический тест по теме «Система российского права. Законотворческий процесс»

 

Банк вопросов ЕГЭ по теме «Система российского права. Законотворческий процесс»

 

Темы мини-сочинения к теме «Система российского права. Законотворческий процесс»

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2019 Новое в образовании

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now