Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и  социокультурной эволюции)

1.1.jpg

Человек – это уникальнейшее, совершенное существо. Ресурсов нашего физического тела, заложенных в нас, достаточно, чтобы прожить более 100 лет. Тело взрослого человека состоит из 220 миллиардов клеток, большая часть которых постоянно обновляются. Тем не менее, вопрос о появлении человека на земле до сих пор остается спорным, что вызывает появление все новых гипотез и теорий о процессе антропосоциогенеза.

Антропогенез - процесс становления и развития человека.

Социогенез - процесс становления общества.

Антропосоциогенез - взаимосвязанный процесс появления человека и общества.

В настоящее время существует уже более 100 теорий происхождения человека, но общепризнанными остаются три: эволюционная (научная), теологическая (религиозная) и теория Палеовизита (космическая).

 

Человек - это результат биологической и социокультурной эволюции.

Проявления биологической эволюции: наследственность, изменчивость и естественный отбор.

 

Основными отличиями человека от животного являются:

- наличие развитого мышления;

- членораздельная речь;

- способность преобразовывать окружающий мир;

- способность создавать орудия труда;

- деятельность целенаправленна и осознанна;

- творчество;

- духовные потребности.

Основные направления социокультурной эволюции:

- рост численности населения;

- разделение людей на социальные группы и различные формы организации;

- расселение людей на всех континентах;

- последовательный рост знаний.

Человек - биосоциальное существо, обладающее речью и мышлением, способностью создавать орудия труда и преобразовывать окружающий мир.

Понятие «биосоциальное» означает, что в человеке соединены две сущности: биологическая (природная) и социальная (общественная).

Биологическое (природное) в человеке:

- анатомическое и физиологическое строение;

- генетика;

- естественные (биологические) потребности;

- инстинкты и рефлексы. 

Каждый человек связан с обществом множеством нитей. Его интересы, образ мышления, нравственные принципы — все это результат общественного воздействия, все несет на себе отпечаток существующих общественных порядков, и традиций.

Социальное (общественное) в человеке:

- способность подавлять и регулировать инстинкты;

- речь, мышление;

- социальные потребности.

 

В отношении человека употребляются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». При этом индивид указывает на биологическую сущность человека, а личность – на социальную.

 

В заданиях 22, 25 и 29 КИМ ЕГЭ можно использовать следующие определения:

Индивид – это отдельно взятый человек как носитель определенных биологических свойств и качеств.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, носитель индивидуально своеобразных черт.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

 

Неповторимость, уникальность и своеобразие человека  отражается в понятии «индивидуальность».

В заданиях 22, 25 и 29 КИМ ЕГЭ можно использовать следующие определения:

Индивидуальность - это совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Индивидуальность - отличительные биологические, психологические и социальные качества человека.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

 

Имея в виду социальную сущность человека, его взаимоотношения с обществом, мы употребляем понятие личность. Но личностью не рождаются. В процессе обучения, получения жизненного опыта и осознания себя, ребенок проходит путь социализации.

Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т. д.) В процессе социализации ребенок учится жить в обществе, получает опыт, осваивает социальные роли. Этот процесс продолжается всю жизнь.

 

В процессе социализации человек становится личностью.

В заданиях 22, 25 и 29 КИМ ЕГЭ можно использовать следующие определения:

Личность - это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Личность - это устойчивая система социально значимых черт.

(Определение будет оценено 1 баллом в задании 25)

Личность - это человек, обладающий совокупностью социальных и духовных качеств, приобретенных им в процессе возрастного развития и социализации.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Личность - это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.

Общество и окружающая человека социальная среда оказывают решающее воздействие на формирование его личности. Но нельзя не видеть и обратной связи. Общество в конечном счете складывается из множества личностей. Каждая вещь должна быть кем-то изготовлена, каждая идея должна созреть в чьей-то голове, каждое слово должно быть кем-то произнесено. Общественное богатство и культура создаются совокупным трудом отдельных людей.

Факторы, влияющие на формирование личности:

- общество;

- наследственность;

- окружающая среда;

- личный опыт;

- культура.

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28):

1) «Биосоциальная сущность человека» (ЕГЭ-2015)

2) «Биологическое и социальное в человеке» (ЕГЭ-2011)

3) «Человек как биосоциальное существо»

4) «Человек как продукт эволюции»

5) «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции»

6) «Человек и его природа»

7) «Природное и общественное в человеке»

8) «Биологическое, психическое и социальное в человеке»

9) «Человек, индивид, личность»

10) «Личность – социальная сущность человека»

11) «Личность в современном обществе»

12) «Личность в системе общественных отношений»

13) «Личность как субъект общественных отношений»

14) «Индивидуальные и социальные характеристики личности»

План: «Биосоциальная сущность человека» (ЕГЭ-2015)

1) Антропосоциогенез как процесс формирования человека и общества.

2) Главные отличия человека от животного:

- мышление;

- членораздельная речь;

- способность преобразовывать окружающий мир;

- целенаправленная и осознанная деятельность;

- способность изготавливать орудия труда.

3) Биологическое в человеке:

- анатомия и физиология (костная, мышечная, нервная системы);

- физиологические (естественные) потребности;

- инстинкты.

4) Социальное в человеке:

- мышление и знания;

- членораздельная речь;

- социальные и духовные потребности.

5) Процесс социализации как основа формирования личности.

Наличие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Тематический тест по теме (на основе реальных экзаменационных КИМ)

Материал опубликован 10.06.2020