Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и  социокультурной эволюции)

1) Анропосоциогенез – происхождение человека и общества

Человек – это уникальнейшее, совершенное существо. Ресурсов нашего физического тело, заложенных в нас, достаточно, чтобы прожить более 100 лет. Тело взрослого человека состоит из 220 миллиардов клеток, большая часть которых постоянно обновляются. Тем не менее, вопрос о появлении человека на земле до сих пор остается спорным, что вызывает появление все новых гипотез и теорий о процессе антропосоциогенеза.

 

Антропосоциогенез («antropos» - «человек», «societas» - «общество», и «genesis» - «происхождение») – взаимосвязанный процесс происхождения и развития человека и общества.

 

Отсюда и названии науки, которая посвящена этой проблеме – антропология.

Антропология («antropos» - «человек» и «logos» - «разум, знание») - это наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, его строение и физиологию, образование рас.

 

В настоящее время наибольшую популярность приобрели три теории происхождения человека:

 

Эволюционная (научная) теория.

Задатки эволюционной теории существовали на протяжении столетий, но развил ее в XIX веке английский путешественник, ученый и натуралист Чарльз Роберт Дарвин, который в своем научном труде «Происхождение человека и половой отбор» высказал и обосновал гипотезу о том, что все живое на Земле произошло от более низшей формы, как и человек. Пытаясь выстроить цепочку схожести видов, он пришел к заключению о том, что человек произошел от низшей формы человекообразных обезьян. Основными факторами, оказывающими непосредственное влияние на этот эволюционный процесс, стали: естественный отбор и наследственная изменчивость. В своем труде он подчеркивал сходство физиологического строения, одинаковые болезни, эмбриональное развитие и т.д.

 

На сегодняшний день эволюционная теория хоть и до сих пор находится в школьных учебниках, современными учеными отрицается, так как переходных форм от обезьяны к человеку не найдены (а те, что были ранее открыты наукой оказались сенсационным обманом, так состоялся ряд научных разоблачений).

 

Теологическая (религиозная) теория.

Теологическая теория (от грч. «theos» - бог, божественный) основывается на религиозной картине мира и вере в сверхъестественные силы, сотворившие мир и человека, и оказывающие непосредственное воздействие на его развитие и жизнь. У разных народов существуют свои легенды и мифы о сотворении божеством земли и людей.

 

Сформированная на этой основе философская концепция получила название креационизм (от лат. «сreationis» – «творение»)

 

Теория внешнего вмешательства (космическая, теория Палеовизита).

Сторонники космических теорий, который на сегодняшний день достаточно много, утверждают, что появление человека на земле связанно с деятельностью иных цивилизаций. Ведь звезд, подобных нашему солнцу во вселенной множество, соответственно и планет схожих с нашей планетой тоже.

Из лекции ученого В.Сундакова:

«Человек называет себя «венец природы». При том, что он не может летать, долго находиться под водой; человек бегает медленнее многих животных и прыгает тоже значительно ниже. У человека нет ни шерсти, ни клыков, ни жабер, ни крыльев, ни чешуи – он самое незащищенное существо. Упав с высоты собственного роста, человек разбивается. Если изменяется температура, давление или магнитные волны человек ощущает недомогание. Тараканы и крысы знают, где север, юг, запад и восток, а человек без специальных приборов не ориентируется. В зависимости от времени года, человек одевает на себя много одежды или наоборот раздевается и ищет прохладное помещение. Человек строит специальные убежища для того, чтобы спать и прятаться от непогоды. Пищу человек приготавливает, используя химическую обработку. Никому из представителей животного мира этого не нужно, потому что это их естественная среда.

Если все человечество убрать с планеты - она облегченно вздохнет, но, если любой другой вид или подвид исчезает, нарушается «пищевая цепочка», наступает экологическая катастрофа и природа долго и болезненно к этому приспосабливается.

Эксперименты также показали, что биоритмы человека – 36ч, а не 24ч.

Так кто на земле инопланетянин?»

В.Сундаков. Происхождение человека

 

2) Биосоциальное в человеке

В обществознании человек рассматривается как:

- биосоциальное существо;

- представитель человеческого рода (Homo sapiens);

- творец культуры;

- субъект исторического процесса.

 

Отличия человека от животного:

- наличие развитого мышления;

- членораздельная речь;

- способность создавать орудия труда;

- способность преобразовывать (изменять) окружающую среду;

- осознанность и целенаправленность (ряд ученых считают, что сознание как высшая форма проявления психики свойственна только человеку, животные осознавать не могут и руководствуются в своем поведении только инстинктами);

- способность заниматься творчеством;

- духовные потребности (познание мира и самого себя, самореализация, поиск смысла жизни).

 

Понятие «биосоциальное» означает, что в человеке соединены две сущности биологическая (природная) и социальная (общественная).

 

Биологическое (природное) в человеке:

- физиологическое строение (физическое тело, внешность, рост, вес);

- естественные (природные) потребности (в питании, сне, воде, дыхании и т.д.);

- инстинкты (инстинкт самосохранения и др.);

- темперамент (индивидуальные особенности человека, которые связаны с проявлением эмоций и уровня активности жизнедеятельности).

 

Социальное (общественное) в человеке:

- членораздельная речь;

- знания и опыт;

- социальные потребности (потребность в общении с другими людьми, поддержке, помощи);

- духовные потребности (потребности в познании мира, самосовершенствовании, самореализации);

- характер (психические особенности личности, проявляющиеся в его поведении, поступках и действиях).

 

3) Индивид, индивидуальность и личность

В отношении человека употребляются термины «индивид», «индивидуальность», «личность». При этом индивид указывает на биологическую сущность человека, а личность – это социальная сущность человека.

 

Индивид – это отдельно существующий организм или отдельно взятый человек как представитель человеческого рода. Каждый человек - индивид.

 

С рождения человек взаимодействует с другими людьми, становится частью общественных отношений, учится жить в обществе, т.е. становится личностью. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития.

 

Личность – это субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт; субъект познания и изменения мира; человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.

 

В процессе обучения, получения жизненного опыта и осознания себя ребенок проходит путь социализации.

Социализация (от лат. «socialis» - «общественный») -  процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.)

В процессе социализации человек становится личностью, которая приобретает неповторимость, своеобразие, социально значимые отличия, непохожесть на других, т.е. индивидуальность.

 

Индивидуальность – это особенности, отличительные черты, присущие отдельной личности.  Индивидуальность человека закрепляется в стиле и образе жизни, в имени, общении и деятельности. Даже у близнецов существуют свои индивидуальные особенности.

 

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): «Биологическое и социальное в человеке»

«Человек как биосоциальное существо»

«Биосоциальная сущность человека»

1) Понятие «биосоциальное».

2) Отличия человека от животного:

- мышление;

- членораздельная речь;

- способность преобразовывать окружающий мир;

- целенаправленная и осознанная деятельность;

- способность изготавливать орудия труда.

3) Биологическое в человеке:

- анатомия и физиология (костная, мышечная, нервная системы);

- физиологические (естественные) потребности;

- инстинкты.

4) Социальное в человеке:

- знания и умения;

- членораздельная речь;

- социальные и духовные потребности.

5) Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

 

Тематический тест по теме "Природное и общественное в человеке" (на основе реальных экзаменационных КИМ)

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2019 Новое в образовании

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now