Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и  социокультурной эволюции)

1.1.jpg

Анализ базы ФИПИ, а также реальных экзаменационных материалов ЕГЭ за последние 10 лет показал, что вопросы из данной темы встречаются достаточно часто. В версии ЕГЭ-2022 года эта тема может проверяться в следующих заданиях:

Задание № 1 КИМ

Пример:

1. Ниже приведен перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

1) инициативность; 2) темперамент; 3) толерантность; 4) ответственность; 5) задатки; 6) трудолюбие.

Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

 

Задания № 2 и № 4 КИМ (возможно от 2 до 4 правильных ответов)

Пример:

2. Выберите верные суждения о личности и ее качествах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные качества личности формируются в процессе труда и общения.

2) Социальная природа человека проявляется в наличии у него инстинктов и рефлексов.

3) Человек может стать личностью вне общества.

4) Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека.

5) Врожденные качества человека оказывают влияние на формирование личности.

Ответ:

 

3. Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Признаки, отражающие социальную природу человека». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

1) потребность в уважении со стороны других людей

2) приспособление к условиям окружающей среды

3) общение с помощью словесной речи

4) стремление к самореализации в обществе

5) способность к продолжению рода

6) использование предметов, данных природой

Ответ:

 

4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.

2) Человеку свойственно наличие мышления.

3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) Социальные потребности человека реализуются в его взаимодействиях с другими людьми.

Ответ:

 

5. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живет.

3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.

5) Только человек обладает способностью использовать природные объекты в процессе удовлетворения потребностей.

Ответ:

 

6. Выберите верные суждения о биосоциальной сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.

2) Осознание и переживание человеком нужды в чем-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.

3) К социальным потребностям человека относят потребность в общении.

4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

5) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.

Ответ:

 

7. Илье Анатольевичу 38 лет. Найдите в приведенном ниже списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания.

2) Илья Анатольевич - добрый и отзывчивый, у него много друзей.

3) Илья Анатольевич - честный и принципиальный человек.

4) У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза.

5) Рост Ильи Анатольевича - 180 см.

6) Илья Анатольевич легко переносит физические нагрузки.

Ответ:

 

Задания № 3 КИМ

Пример:

8. Установите соответствие между проявлениями жизнедеятельности человека как биосоциального существа и их характером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

А) рефлекс как способ ответа на воздействие окружающей среды

Б) целеполагание

В) деятельность коры больших полушарий мозга

Г) генные мутации

Д) трудовая деятельность

ИХ ХАРАКТЕР

1) биологический

2) социальный

Ответ:

 

В заданиях второй части № 17-20 (вопросы к тексту), № 22 (вопрос-задачка, редко), № 24 план и № 25 (вопрос по теме плана).

Задание № 24 КИМ

Пример:

9. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная сущность человека». Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Ответ:

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 24):

1) «Биосоциальная сущность человека» (ЕГЭ-2015)

2) «Биологическое и социальное в человеке» (ЕГЭ-2011)

3) «Человек как биосоциальное существо»

4) «Человек как продукт эволюции»

5) «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции»

6) «Человек и его природа»

7) «Природное и общественное в человеке»

8) «Биологическое, психическое и социальное в человеке»

9) «Человек, индивид, личность»

10) «Личность – социальная сущность человека»

11) «Личность в современном обществе»

12) «Личность в системе общественных отношений»

13) «Личность как субъект общественных отношений»

14) «Индивидуальные и социальные характеристики личности»

Проверь свои ответы здесь.

 

При решении задания к тексту № 18 разработчики указывают, что в качестве правильного ответа может быть принято объяснение, ориентированное на признаки понятия, раскрытые в любом действующем учебнике 6-11 классов из федерального перечня Минпросвещения России.

 

В учебниках издательства «Просвещение» (под ред. Л. Н. Боголюбова) представлены следующие определения:

«Человек – биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.»

«Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры,

биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью,

нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.»

«Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.»

«Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.»

«Личность – человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.»

«Личность – определенные ценности, качества, которые общество признает значимыми, важными, необходимыми.»

«Личность – это устойчивая система качеств, которые характеризуют человека как члена общества.»

 

В учебниках издательства Вентана-Граф (под ред. В. А. Тишкова) приведены следующие определения:

«Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт единства врожденного и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.).»

«Индивидуальность – это совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.»

«Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; это системное качество человека, определяемое его включенностью в социальные связи и формирующееся в совместной деятельности и общении.»

«Личность – сформировавшийся человек, который имеет свои убеждения, взгляды, принципы.»

 

В учебниках, а также модульном триактив-курсе разработчиков тестовых материалов ФИПИ (О. А. Котова и Т. Е. Лискова) представлены следующие определения основных понятий:

«Индивид – это единичное природное существо, носитель индивидуально-своеобразных черт.»

«Индивидуальность – это сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает человека от других людей.»

«Личность – это человек как носитель сознания, наделенный рядом важнейших социальных качеств, а именно: способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством.»

«Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.»

 

В учебниках образовательной системы «Школа 2100» (автор Д. Д. Данилов) даны следующие формулировки определений:

«Личность – человек, обладающий сознанием, т. е. получивший в результате развития в обществе способность осмысливать себя и мир, чувствовать и переживать свое отношение к миру, усилием воли направлять и контролировать свою деятельность, опираясь на систему личных и общественных ценностей.»

 

В учебниках издательства «Русское слово» (автор А. И. Кравченко) раскрыты следующие понятия:

«Личность – устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.»

 

В учебниках издательства «Дрофа» (автор А. Ф. Никитин) даны следующие определения:

«Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, как носитель индивидуально-своеобразных черт: задатков, влечений и т. д.; отдельный, обособленный представитель человеческой общности.»

«Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от

других людей, индивид со своеобразными, неповторимыми психическими и личностными качествами.»

«Личность – это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством.»

 

 

Для успешной подготовки к ЕГЭ-2022 мы рекомендуем:

Оранжевый и Темно-Фиолетовый Треугольник Современная Архитектура Обложка Книги.jpg
55.jpg

Ответы:

1. 25

2. 145

3. 134

4. 1235

5. 13

6. 1235

7. 123

8. 12112

9.

План: «Биосоциальная сущность человека» (ЕГЭ-2015)

1) Антропосоциогенез как процесс формирования человека и общества.

2) Главные отличия человека от животного:

- мышление;

- членораздельная речь;

- способность преобразовывать окружающий мир;

- целенаправленная и осознанная деятельность;

- способность изготавливать орудия труда.

3) Проявления биологического в человеке:

- анатомия и физиология (костная, мышечная, нервная системы);

- физиологические (естественные) потребности;

- инстинкты.

4) Проявления социального в человеке:

- мышление и знания;

- членораздельная речь;

- социальные и духовные потребности.

5) Процесс социализации как основа формирования личности.

Наличие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.