Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Существуют два основных понимания культуры:

- в широком смысле: культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторического развития;

- в узком смысле: культура – это духовные ценности, созданные человечеством.

 

В заданиях 22, 25 и 29 КИМ ЕГЭ можно использовать следующие определения:

Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Культура – это деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также продукт и результат этой деятельности.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Культура – это совокупность норм, ценностей, идеалов, представленных в продуктах материального и духовного труда, и деятельность человека по их созданию, распространению и хранению.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Культура – это все, что создано человеческим умом и руками.

(Определение будет оценено 1 баллом в задании 25)

 

Культура охватывает две сферы - духовную и материальную.

Под материальной культурой понимают объекты, имеющие вещественное, осязаемое выражение, созданные и используемые человеком (дома, дороги, техника, мебель, одежда и т. д.). Под духовной культурой понимают сотворённое разумом и чувствами людей (идеи, мысли, вера, чувства, язык, правила, ценности, то есть все это существует в сознании человека и не имеет вещественного выражения. Формами духовной культуры являются: мораль, наука, искусство, религия, философия и т.д.

 

Функции культуры:

- познавательная (накопление, хранение и передача культурных ценностей);

- регулирующая (создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития);

- функция социализации (дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему стать полноправным членом общества);

- коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями);

- интегративная (культура объединяет ее носителей);

- информационная («память человечества»);

- знаковая (символическая) (хранит и передает свое содержание через определённые знаки и символы – буквы, цифры, рисунки);

- творческая (создание нового);

- гуманистическая (создается для блага людей).

 

Формы культуры:

- народная;

- элитарная;

- массовая.

 

Народная культура создается народом и включает в себя коллективную творческую деятельность, отражает жизнь, менталитет и ценности народа.

Характерные черты народной культуры:

- анонимна (отсутствие автора), так как является результатом коллективного творчества;

- обобщает коллективный духовный опыт, накопленный веками;

- передается из поколения в поколение;

- основывается на самобытности народа и ориентируется на сохранение традиций.

Примеры народной культуры: фольклор, народная музыка и танцы, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, мифы, легенды, эпосы, сказки.

 

Массовая культура – это разновидность современной культуры, создающая стандартизированные продукты для широкого потребления. Она возникла в ХХ веке в связи с распространением СМИ, информационных и коммуникационных технологий.

Характерные признаки массовой культуры:

- коммерческая направленность, так как содержание этой культуры выступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль;

- ориентация на вкусы и запросы массового потребителя;

- простота, доступность;

- имеет развлекательный характер;

- не требует специальной подготовки для восприятия.

Примеры массовой культуры: концерты поп-звезд, сериалы, индустрия развлечений, реклама, туризм, кино, компьютерные игры.

 

Элитарная культура – это совокупность культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны на узкий круг ценителей. Создается привилегированной часть общества (элитой) либо по ее заказу профессиональными творцами.

Характерные черты элитарной культуры:

- не ставит целью получение коммерческой выгоды;

- является средством самовыражения автора;

- сложна для понимания большинства, необходима специальная подготовка для восприятия. 

Примеры элитарной культуры: классическая музыка, живопись П.Пикассо, высокая мода, классическая опера и балет.

 

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которой руководствуется большинство членов общества, называют доминирующей культурой, так как общество не однородно, а распадается на множество групп, и каждый группе присуща своя субкультура. Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Она отличается от доминирующей языком, манерами, одеждой, обычаями ее носителей. Однако субкультура не противостоит доминирующей, а является ее частью. Примеры субкультуры: молодежная культура, профессиональная, криминальная и другие. Если субкультура не просто отличается от доминирующей, а противостоит ей, то имеет место быть контркультура. Пример: субкультура террористов.

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28):

1) «Формы и разновидности культуры» (ЕГЭ-2013)
2) «Культура, ее формы»
3) «Культура как явление общественной жизни»
4) «Культура как явление духовной жизни»
5) «Культура и духовная жизнь»
6) «Культура – вторая природа человека»
7) «Духовная культура и ее роль в жизни общества»
8) «Духовная культура общества»
9) «Духовная культура как сфера жизни общества» (ЕГЭ-2013)
10) «Формирование духовной культуры личности в современном мире»
11) «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества»
12) «Социальные ценности в жизни общества»
13) «Производство и распространение духовных ценностей»
14) «Философия и ее роль в духовной жизни общества»
15) «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества»
16) «Массовая культура»
17) «Духовная культура общества и личности»

 

План: «Формы и разновидности культуры» (ЕГЭ-2013)

1) Культура как социальное явление.

2) Структура культуры:

- материальная;

- духовная.

3) Формы культуры:

- элитарная;

- народная;

- массовая.

4) Основные виды культуры:

- доминирующая;

- субкультура;

- контркультура.

5) Некоторые функции культуры:

- познавательная;

- регулятивная;

- функция социализации;

- коммуникативная.

Наличие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

 

Тематический тест по теме (на основе реальных экзаменационных КИМ)

об.png
об2.png
© Авторские права защищены

Используя материалы сайта, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Договором оферты

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2021 Новое в образовании