Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1) Наука. Классификация наук. Фундаментальные и прикладные науки

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об окружающем мире и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижение истины и открытие объективных законов.

Понятие «наука» охватывает:

- сферу деятельности людей, направленную на получение и систематизацию знаний о действительности;

- совокупность знаний, которые лежат в основе научной картины миры и зафиксированная в виде научных законов, теорий и гипотез;

- отдельную отрасль научного знания

   

Наука также является и социальным институтом со своей системой общественных отношений, норм и правил, комплексом учреждений (университеты, академии, лаборатории, институты, научные центры, ботанические сады, испытательные станции и т.д.), а также важной функцией, выполняемой ими в обществе – добыча новых достоверных знаний, совершенствование общества.

 

Постоянное развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных. Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира. Прикладные науки – это отрасли фундаментальных знаний, которые необходимы для применения их на практике. Так, например, психология является фундаментальной наукой, а ее отрасли – возрастная, клиническая, семейная, юридическая – прикладными.

 

Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:

- естественные науки или науки о природе (физика, астрономия, биология, география, геология, химия);

- гуманитарные или науки о человеке (история, педагогика, психология, экономика, политология, религиоведение, культурология и др.);

- технические - науки о технике (архитектура, информатика, механика, машиностроение, электротехника, космонавтика, кораблестроение).

Из числа гуманитарных наук можно выделить те, которые изучают человека и его внутренний мир, творчество (психология, педагогика, литература) и те, которые изучают общество (социология, политология, экономика) – их называют общественные или социальные науки.

 

Данная классификация наук весьма условна. Так, например, математику нельзя отнести ни к одной из трех названных отраслей, поскольку объектом ее изучения являются не реально существующие предметы и явления, а количественные отношения, поэтому ее относят к точным наукам. Очень своеобразна и философия, выступающая в форме знания о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, и в тоже время мировоззрения – взглядах на мир, его происхождение, сущность и место человека в этом мире, поэтому является гуманитарной и общественной, и естественной наукой.

2) Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, т.е. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Особенности научного познания:

1) стремление к получению достоверных (истинных) знаний;

2) доказательность (строгая доказанность научных фактов), достоверность выводов;

3) непротиворечивость;

4) проверяемость;

5) большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;

6) объективность (отражение существенных свойства и объективных законов);

7) формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;

8) использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование;

9) рациональность.

 

Научное познание также состоит из двух уровней – эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.

Эмпирический или практический уровень составляют такие научные методы как наблюдение, эксперимент, измерение и описание.

 

Под наблюдением понимается целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы. 

 

Эксперимент - это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта. Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его моделью или макетом, т.е. искусственным заменителем. Использование таких моделей происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как например, исследование атмосферных явлений, космоса. Создание таких моделей называется моделированием.

 

В процессе проведения эксперимента исследователь использует такие методы научного познания как измерение и эмпирическое описание. Измерение - это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как метр, грамм, литр и др. 

 

Далее все описания синтезируются в теорию.

Теоретический уровень научного познания опирается на следующие общенаучные и специальные методы. Общенаучными методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, абстрагирование, классификация, идеализация, формализация и др. К специальным методам научного познания относятся: изучение документов (документальный метод), анкетирование, контент-анализ, исторический метод, системный метод и др.

 

На теоретическом уровне ставится проблема исследования, которая ложится в основу гипотезы. Проблема – это форма знания о том, что еще не познано человеком, то что нужно познать.

 

Гипотеза (греч. «hypothesis» - «догадка») – это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира. В основе своей гипотеза имеет обоснование, но истинность ее еще не доказана - это скорее вероятность, а не твердо установленный факт. Итак, сведения, полученные эмпирическим путем, анализируются и обобщаются на теоретическом уровне, и в результате составляют гипотезу. В ходе последующих экспериментов и логических проверок гипотеза либо опровергается, либо становиться теорией.

 

Теория – это научно доказанное знание о фактах окружающей действительности или явлений прошлого, систематизированное и зафиксированное научным языком. Теория – это высшая форма научного познания, дающее целостное представление о закономерных и существенных связях в определенной области.

3) Функции науки и тенденции ее развития в современном мире

Наука выполняет в обществе ряд важнейших функций:

1) Познавательно-объяснительная функция. Наука призвана изучать и исследовать окружающий мир, его закономерности и процессы. Получая новые знания, и перерабатывая их, ученые создают научные положения и теории, которые подвергаются проверкам и доказательствам, тем самым объясняя происходящее и сущность существующего мира.

2) Прогностическая функция (прогноз, предвидение). На основе уже приобретенных теоретических представлений о состоянии явлений и процессов, происходящих в мире, и выявленных закономерностей ученые способны составлять научные прогнозы на будущее, например, прогноз погоды, климатических изменений, предвидение каких-либо социальных явлений и т.п.

3) Производственная функция. Способствуя развитию техники и новых научных открытий, наука становится мощной производительной силой, посредством которой теоретические научные знания материализуются - появляются новые технологии, оборудование, средства связи, вакцины.

4) Социально-преобразовательная (социальная) функция. С развитием науки меняется и картина мира, само общество. Так, еще 30 лет назад невозможно было представить наличие у каждого сотового телефона, компьютера, автомобиля. На сегодняшний день эти предметы стали необходимостью для людей современного общества.

5) Культурно-мировоззренческая функция. В современном мире человеку доступны неограниченные знания об окружающем мире и безмерный опыт предшествующих поколений. Информационное общество способствует всестороннему развитию личности и расширению границ мировоззрения.

   

Тенденции развития современной науки:

- ускорение роста научного знания;

- дифференциация и интеграция научного знания;

- математизация и компьютеризация научных знаний;

- возрастание роли методологии в структуре научного знания;

- возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества.

 

4) Профессиональная ответственность ученого

Ученый – это представитель научного сообщества, труды которого получили признание в научном мире. Для того чтобы стать ученым важно обладать определенными задатками и способностями. Кроме того, необходимо обладать глубокими знаниями в той области, в которой человек намерен делать открытия и изобретения. Любые достижения ученого могут отразиться на всем обществе, изменить жизнь людей, поэтому он должен нести ответственность за свою деятельность как перед всем научным сообществом (профессиональная ответственность), так и перед обществом (социальная ответственность). В своих работах, открытиях и изобретениях он должен стремиться к достижению истины, быть объективным и рациональным. На настоящем этапе развития общества у ученых возрастает ответственность за свои открытия, так как последствия какой-либо инновации не только могут принести благо обществу, но и нанести невосполнимый ущерб, как например, ядерная промышленность. Ведь не все последствия профессиональной деятельности ученых можно достоверно предсказать.

 

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): «Наука в жизни современного общества»

«Наука и ее функции на современном этапе общественного развития»

1) Понятие «наука».

2) Фундаментальные и прикладные науки.

3) Классификация наук:

- естественнонаучные;

- социально-гуманитарные;

- технические.

4) Особенности научного познания:

- стремление к получению новых знаний;

- доказанность;

- объективность;

- непротиворечивость;

- проверяемость.

5) Методы науки:

- эмпирические (эксперимент, наблюдение, описание, измерение);

- теоретические (анализ, синтез, выдвижение гипотез и др.).

6) Функции науки:

- познавательно-объяснительная;

- социально-преобразовательная;

- мировоззренческая;

- производственная.

7) Характерные черты современной науки:

- осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир;

- комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования;

- широкое применение философии и ее методов во всех науках;

- методологический плюрализм.

8) Значение науки в жизни общества.

Наличие любых двух из 3, 5 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

 

Тематический тест по теме "Наука" (на основе реальных экзаменационных КИМ)

Используя материалы сайта, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Договором оферты

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2021 Новое в образовании