Сетевое издание Эл № ФС77-82185
Образование, его значение для личности и общества

Всю жизнь человек усваивает опыт прошлых и современных ему поколений, что осуществляется двумя путями:
- в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни;
- в результате целенаправленного воздействия со стороны общества, то есть через образовательную систему.
В заданиях 22, 25 и 29 КИМ ЕГЭ можно использовать следующие определения:
Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)
Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
(Определение будет оценено 1 баллом в задании 25)
Образование – это один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей.
(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)
Согласно Федеральному закону «Об образовании» в РФ система образования включает в себя:
- федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и направленности;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
- дошкольное образование (детские сады);
- начальное общее образование (1-4 классы);
- основное общее образование (5-9 классы);
- среднее общее образование (10-11 классы).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
- среднее профессиональное образование (колледжи, техникумы);
- высшее образование - бакалавриат;
- высшее образование - специалитет, магистратура;
- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых (школы искусств, музыкальные, спортивные кружки) и дополнительное профессиональное образование (курсы повышения квалификации).
Основные тенденции развития образования в России:
- гуманизация, которая предполагает большое внимание общества личности, ее психике, интересам и запросам. Особое внимание обращается на нравственное воспитание человека;
- гуманитаризация – усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин (экономическая теория, социология, политология и др.);
- интернационализация – создание единой системы образования для разных стран;
- демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);
- компьютеризация процесса образования.
Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28):
1) «Образование как социальный институт»
2) «Образование как институт общества»
3) «Российское образование в XXI веке»
4) «Социальная и личностная значимость образования»
5) «Образование и его значение для личности и общества»
6) «Образование как социальная ценность»
7) «Взаимосвязь образования и науки в современном мире»
8) «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе»
План «Образование как социальный институт»
1) Образование как основополагающий институт общества.
2) Виды образовательных учреждений:
- общеобразовательные;
- учреждение дополнительного образования;
- учреждения профессионального образования.
3) Основные функции образования:
- передача знаний и опыта предшествующих поколений;
- приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;
- социализация личности;
- обеспечение профессионального становления молодежи.
4) Основные тенденции развития образования:
- непрерывность образования;
- гуманизация;
- гуманитаризация;
- интернационализация;
- компьютеризация.
5) Государственная поддержка образования.
Наличие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Тематический тест (на основе реальных экзаменационных КИМ)
Материал опубликован 10.08.2020