Образование, его значение для личности и общества

1) Образование

Полноценное развитие личности в современном обществе невозможно без образования. Право на получение образования является одним из основных и гарантируется Конституцией РФ.

Образование – это целенаправленный организованный процесс передачи новым поколениям систематизированных наукой знаний об окружающем мире, опыта и достижений человеческой культуры, а также воспитание личности и помощь в ее становлении; необходимая часть социализации.

 

Образование направленно на выполнение общественно-значимых и лично-значимых функций.

     Социально-значимые функции образования:

- ликвидация неграмотности;

- передача знаний и опыта предшествующих поколений;

- приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;

- социализация личности;

- обеспечение профессионального становления молодежи;

- способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;

- социальный контроль.

     Личностно-значимые функции образования:

- приобретение знаний и опыта, приобщение к культуре;

- формирование профессиональных навыков и умений;

- развитие индивидуальных способностей;

- образование - основной «лифтом» социальной мобильности.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики и развитие общества в целом. Появление высококвалифицированных работников способствует развитию общества, внедрению новых технологий, прогрессу. Для достижения этих целей разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты. Под стандартом образования понимается совокупность основных норм, ценностей, принципов и правил, установленных государством, и призванных обеспечивать высокий уровень качества образованности населения.

 

В современном мире большую популярность приобрело дистанционное образование, предполагающее осуществление образовательного процесса посредством компьютерных технологий и сети Интернет. Учитель и ученик могут находиться на большом расстоянии друг от друга, даже в разных странах. Дистанционное образование позволяет получать качественное образование в любой точке планеты.

2) Система образования в РФ

Система образования РФ включает в себя совокупность образовательных учреждений, органов, осуществляющих управление в сфере образования и комплекс образовательных программ и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется учебный процесс. Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.   Государственной политикой и правовым регулированием в сфере образования и науки занимаются федеральные органы исполнительной власти Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации. В каждом регионе Российской Федерации функционируют краевые и областные министерства, департаменты, управления. В городах действуют управления в сфере образования и науки (УОН) при местных администрациях, которые осуществляют контроль и управление образовательным процессом на местах.

Образование в России подразделяется на:

- общее образование;

- профессиональное образование;

- дополнительное образование.

 

Общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для жизни человека в обществе.

Уровни общего образования:

- дошкольное образование (ясли, детские сады, центры дошкольного развития ребенка);

- начальное образование (1-4 класс);

- основное общее образование (5-9 класс);

- среднее общее образование (10-11 класс).

Основное общее образование является основой для получения профессионального образования, самообразования, карьерного роста и является обязательным в РФ.

 

Профессиональное образование – вид образования, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности.

Уровни профессионального образования:

- среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи, училища);

- высшее образование – бакалавриат;

- высшее образование – специалитет, магистратура;

- высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

   

Подготовка кадров высшей квалификации необходима для желающих углубить свои знания и достижения в области науки, а также получить научное звание или степень. Обучение на данной ступени образования предполагает написание научного исследования в интересующей области знания - диссертации. Так, аспирантура способствует получению звания доцента и степени кандидата наук, докторантура – звания профессора и степени доктора наук. Аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к МВД и Минобороны России называется адъюнктура, а в области медицины – ординатура.

 

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на развитие человека в интеллектуальной, духовно-нравственной, физической, творческой и профессиональной сфере, но не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование включает учреждения дополнительного образования для детей и дополнительное профессиональное образование. К учреждениям дополнительного образования относятся развивающие курсы и центры, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т.д. Их целью является выявление одаренных детей и создание условий для их совершенствования в области выбранного вида творчества, а также получение нового опыта творческой деятельности.

3) Самообразование

Реформирование системы российского образования привело к возрастанию роли самостоятельной работы и самообразования в целом. Это связано с тем, что знания, полученные в ходе собственных исследований на личном опыте, методом проб и ошибок становятся частью личности, лучше откладываются в памяти и быстрее входят в практическую деятельность. Основная отличительная черта самообразования – свобода выбора предмета изучения, источников получения информации и времени. Самообразование -  приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя. Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях. Самообразование дает человеку очень много преимуществ в постоянно развивающимся мире. Есть люди, которые считают, что путем самообразования невозможно достичь больших высот, но в то же время в истории человечества существует множество примеров, опровергающих подобное мнение.

Виды самообразования:

- просмотр определенных передач и видео;

- чтение периодических изданий и литературы;

- обзор информации в Интернете;

- посещение семинаров, тренингов, конференций, вебинаров;

- изучение иностранных языков;

- прохождение обучающих курсов;

- путешествия и др.

 

4) Тенденции развития образования в России

   Основные тенденции развития российского образования:

- непрерывность образования;

- гуманизация;

- гуманитаризация;

- демократизация;

- интернационализация;

- компьютеризация.

 

Одной из тенденций развития отечественного образования является расширение сети образовательных учреждений и обеспечение возможности непрерывного образования, т.е. возможности постоянного пополнения и расширения знаний у людей разного возраста и положения. Таким образом, человек при желании может повышать свой уровень образованности всю жизнь.

Современное образование приобретает гуманистический характер (гуманизация образования). В соответствии с принципом гуманизма обучающийся – это центр всего учебного процесса. Вся система образования построена для него и вокруг него. Гуманистический принцип предполагает также индивидуальный подход к каждому обучающемуся, другими словами, преподаватель должен уделить внимание каждому ученику. Система образования становится стимулом и основной поддержкой в развитии и становлении личности. Для свободного развития каждого создается большая сеть учреждений дополнительного образования.

 

Наравне с гуманизацией в современном обществе осуществляется также демократизация всей системы образования, которая ставит своей целью признание человека высшей ценностью, отстаивание его неотъемлемого права на образование. Процесс демократизации предусматривает необходимость создания каждому равных возможностей получения образования независимо от пола, расы, возраста, национальности и вероисповедания. Таким образом, образование становится общедоступным и бесплатным.

 

Еще одной тенденцией развития современного образования является его гуманитаризация. Это означает, что от уровня освоения гуманитарных наук зависит степень приобщения личности к культурным ценностям и к культуре в целом. Поэтому возрастает роль гуманитарных наук таких как история, социология, культурология, обществоведение, психология, политология, право и т.д.

 

Информационное общество предполагает также интернационализацию образования - создание единой системы образования для разных стран, интеграцию образовательных систем, а также информатизацию и компьютеризацию всего образовательного процесса - масштабное внедрение компьютеров и интерактивных систем, использование новых современных технологий обучения. Все это призвано обеспечить высокий уровень образованности населения России.

 

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): «Образование как социальный институт»

«Образование как институт общества»

1) Понятие «социальный институт».

2) Основные социальные институты общества:

- семья;

- государство;

- образование;

- наука;

- право.

3) Структура образования:

- общее образование;

- профессиональное образование;

- дополнительное образование.

4) Функции образования:

- передача знаний и опыта предшествующих поколений;

- приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;

- социализация личности;

- обеспечение профессионального становления молодежи.

5) Тенденции развития образования:

- непрерывность образования;

- гуманизация;

- гуманитаризация;

- интернационализация;

- компьютеризация.

6) Значение образования в жизни общества.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

 

Тематический тест по теме "Образование" (на основе реальных экзаменационных КИМ)

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2021 Новое в образовании

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now