Образование, его значение для личности и общества

1.12.jpg

Всю жизнь человек усваивает опыт прошлых и современных ему поколений, что осуществляется двумя путями:

- в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни;

- в результате целенаправленного воздействия со стороны общества, то есть через образовательную систему.

 

В заданиях 22, 25 и 29 КИМ ЕГЭ можно использовать следующие определения:

Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

(Определение будет оценено 1 баллом в задании 25)

Образование – это один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

 

Согласно Федеральному закону «Об образовании» в РФ система образования включает в себя:

- федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и направленности;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

- федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

 

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

 

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

- дошкольное образование (детские сады);

- начальное общее образование (1-4 классы);

- основное общее образование (5-9 классы);

- среднее общее образование (10-11 классы).

 

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

- среднее профессиональное образование (колледжи, техникумы);

- высшее образование - бакалавриат;

- высшее образование - специалитет, магистратура;

- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

 

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых (школы искусств, музыкальные, спортивные кружки) и дополнительное профессиональное образование (курсы повышения квалификации).

 

Основные тенденции развития образования в России:

- гуманизация, которая предполагает большое внимание общества личности, ее психике, интересам и запросам. Особое внимание обращается на нравственное воспитание человека;

- гуманитаризация – усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин (экономическая теория, социология, политология и др.);

- интернационализация – создание единой системы образования для разных стран;

- демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);

- компьютеризация процесса образования.

 

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28):

1) «Образование как социальный институт»

2) «Образование как институт общества»

3) «Российское образование в XXI веке»

4) «Социальная и личностная значимость образования»

5) «Образование и его значение для личности и общества»

6) «Образование как социальная ценность»

7) «Взаимосвязь образования и науки в современном мире»

8) «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе»

План «Образование как социальный институт»

1) Образование как основополагающий институт общества.

2) Виды образовательных учреждений:

- общеобразовательные;

- учреждение дополнительного образования;

- учреждения профессионального образования.

3) Основные функции образования:

- передача знаний и опыта предшествующих поколений;

- приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;

- социализация личности;

- обеспечение профессионального становления молодежи.

4) Основные тенденции развития образования:

- непрерывность образования;

- гуманизация;

- гуманитаризация;

- интернационализация;

- компьютеризация.

5) Государственная поддержка образования.

Наличие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

 

Тематический тест (на основе реальных экзаменационных КИМ)

об.png
об2.png