Познание. Виды знаний

1.3.jpg

Процесс познания для человека начинается еще в утробе матери: когда у ребенка появляется слух, он начинает прислушиваться к голосу матери, ее сердцебиению; когда у него появляются чувства, он начинает пытаться потрогать все вокруг себя. Еще более активно этот процесс происходит после его рождения. В течение всей жизни ежедневно человек получает новую информацию, сталкивается с новыми событиями или явлениями. Ни на один день не останавливается познавательная деятельность людей. Познание и жизнь неотделимы.

В заданиях 22, 25 и 29 КИМ ЕГЭ можно использовать следующие определения:

Познание - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. 

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Познание - это процесс постижения действительности и приобретения нового знания, открытие ранее неизвестного.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Познание - это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры.

Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания).

Проблема познаваемости мира происходит из реальных трудностей познания. Ученые в своих взглядах в отношении процесса познания придерживаются разных философских направлений:

- агностицизм (отрицание возможности познания);

гностицизм (возможность познания мира);

конвенционализм (все научные знания - это соглашение между учеными).

Процесс познания состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического.

Эмпирический уровень познания или чувственное познание осуществляется посредством органов чувств и  включает ощущения, восприятие и представление.

Процесс познания начинается с ощущений, возникающих в результате непосредственного воздействия предметов
и явлений материального мира на органы чувств. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, явлений или процессов. К ним относятся: обоняние, осязание, зрение, вкус, слух.

В нашем сознании ощущения этих отдельных свойств связываются в единый образ предмета - это восприятие.

Восприятие - это целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств.

Запечатлев образ предмета в памяти человек может вспомнить его в нужное время. Представление - это образ познаваемого объекта в памяти. Поэтому нельзя, например, иметь представления о скорости движения света, так как нельзя получить наглядного образа такого движения.

Чувственное познание еще не дает знания внутренних законов развития. Рассматривая крону дерева, ощупывая ветви,
прислушиваясь к шелесту листвы, человек еще не приходит к пониманию тех глубоких внутренних процессов, которые происходят в зеленом листе под действием солнечных лучей. И дело не в том, что эти процессы нельзя увидеть. Вооружившись микроскопом, можно проникнуть во внутреннюю жизнь листа, но понять ее, ограничиваясь одним наблюдением, нельзя. Такую работу чувства не могут проделать. Ведь в чувственных образах существенные и несущественные признаки как бы слиты воедино. Чтобы проникнуть в суть явления, надо осмыслить сведения,
полученные с помощью чувств, привести их в систему, отбросить случайные и второстепенные детали, выделить
главное. Для этого необходимо рациональное познание.

Теоретический уровень познания или рациональное познание осуществляется при помощи мышления, логики, рассуждений и включает понятия, суждения и умозаключение.

 

Познавая окружающую действительность, человек сравнивает предметы друг с другом, выявляет их сходство
и различие; путём анализа и синтеза вскрывает сущность предметов, мысленно выделяет их признаки, абстрагирует
и обобщает эти признаки. В результате человек образует понятие о предметах и явлениях действительности.

Понятие - это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов. Например, в понятии «комета» отображены следующие признаки комет: 1) светило, 2) состоит из крайне разреженных газов, 3) при приближении к Солнцу постепенно выбрасывает светящийся хвост. Все три перечисленных признака являются общими и существенными для комет.

Наличие или отсутствие у предмета какого-либо признака отражается в нашем мышлении в форме утвердительного
или отрицательного суждения. Суждение - это мысль, которая утверждает или отрицает что-либо относительно предметов и их признаков.

Умозаключение - это мысленная связь двух и более суждений и выведение нового суждения.

Например:
Всякий металл есть элемент.
Висмут — металл.
Следовательно, висмут — элемент.

В зависимости от того, что изучает человек, выделяют следующие виды познания:

- обыденное (житейское) основывается на повседневном житейском опыте;

- научное основывается на научных фактах;

- философское основывается на размышлениях и попытках "заглянуть" в суть вещей;

- художественное основывается на искусстве как средстве познания духовной стороны жизни;

- социальное основывается на изучении общественных отношений и социальной действительности.

Результат познания - это знание.

Формами знания являются в зависимости от:
1) выражения общественного сознания — мифология, религия, наука, мораль;
2) способа закрепления — понятийные, символические, художественно-образные;
3) степени научности — научные (обобщенное систематизированное знание, оперирующее законами, соответствующее существующей научной картине мира), ненаучные (разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира), донаучное (база научных знаний), антинаучное (утопическое, сознательно искажающее представления о действительности).

 

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): 

1) «Познание»

2) «Познание как вид деятельности»

3) «Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира»

4) «Познание как форма отражения действительности в сознании человека»

5) «Проблема познаваемости мира» (ЕГЭ-2013)

6) «Познание мира» (ЕГЭ-2012)

7) «Многообразие путей познания мира» (ЕГЭ-2017)

8) «Познаваем ли мир?»

9) «Познавательная деятельность»

10) «Роль познавательной деятельности»

11) «Человек – объект и субъект познания» (ЕГЭ-2014, ЕГЭ-2016)

12) «Формы познания мира»

13) «Научное познание» (ЕГЭ-2020)

14) «Научное познание и его основные признаки»

15) «Особенности научного познания»

16) «Научное познание как один из видов познания»

17) «Социальное познание и его специфика»

18) «Самопознание и формирование «Я-концепции»»

19) «Самопознание и развитие личности»

20) «Процесс самопознания – основа для самооценки личности»

21) «Познание человеком мира и самого себя»

22) «Виды знаний» (ЕГЭ-2011)

23) «Многообразие человеческих знаний»

План: «Человек – объект и субъект познания» (ЕГЭ-2014, ЕГЭ-2016)

1) Человек как субъект познания.

2) Уровни познания:

- эмпирический;

- теоретический.

3) Формы познания:

- чувственное (ощущение, восприятие, представление);

- рациональное (понятие, суждение, умозаключение).

4) Виды познавательной деятельности:

- обыденное (житейское);

- научное;

- философское;

- социальное;

- художественное.

5) Человек как объект познания:

- индивид;

- индивидуальность;

- личность.

6) Человек – биопсихосоциальное существо.

Наличие 1, 2, 3 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Тематический тест по теме (на основе реальных экзаменационных КИМ)

Материал опубликован 10.06.2020