Познание. Виды знаний

Процесс познания для человека начинается еще в утробе матери: когда у ребенка появляется слух, он начинает прислушиваться к голосу матери, ее сердцебиению; когда у него появляются чувства, он начинает пытаться потрогать все вокруг себя. Еще более активно этот процесс происходит после его рождения. В течение всей жизни ежедневно человек получает новую информацию, сталкивается с новыми событиями или явлениями. Ни на один день не останавливается познавательная деятельность людей. Познание и жизнь неотделимы.
В заданиях 22, 25 и 29 КИМ ЕГЭ можно использовать следующие определения:
Познание - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)
Познание - это процесс постижения действительности и приобретения нового знания, открытие ранее неизвестного.
(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)
Познание - это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.
(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)
Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры.
Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания).
Проблема познаваемости мира происходит из реальных трудностей познания. Ученые в своих взглядах в отношении процесса познания придерживаются разных философских направлений:
- агностицизм (отрицание возможности познания);
- гностицизм (возможность познания мира);
- конвенционализм (все научные знания - это соглашение между учеными).
Процесс познания состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического.
Эмпирический уровень познания или чувственное познание осуществляется посредством органов чувств и включает ощущения, восприятие и представление.
Процесс познания начинается с ощущений, возникающих в результате непосредственного воздействия предметов
и явлений материального мира на органы чувств. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, явлений или процессов. К ним относятся: обоняние, осязание, зрение, вкус, слух.
В нашем сознании ощущения этих отдельных свойств связываются в единый образ предмета - это восприятие.
Восприятие - это целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств.
Запечатлев образ предмета в памяти человек может вспомнить его в нужное время. Представление - это образ познаваемого объекта в памяти. Поэтому нельзя, например, иметь представления о скорости движения света, так как нельзя получить наглядного образа такого движения.
Чувственное познание еще не дает знания внутренних законов развития. Рассматривая крону дерева, ощупывая ветви,
прислушиваясь к шелесту листвы, человек еще не приходит к пониманию тех глубоких внутренних процессов, которые происходят в зеленом листе под действием солнечных лучей. И дело не в том, что эти процессы нельзя увидеть. Вооружившись микроскопом, можно проникнуть во внутреннюю жизнь листа, но понять ее, ограничиваясь одним наблюдением, нельзя. Такую работу чувства не могут проделать. Ведь в чувственных образах существенные и несущественные признаки как бы слиты воедино. Чтобы проникнуть в суть явления, надо осмыслить сведения,
полученные с помощью чувств, привести их в систему, отбросить случайные и второстепенные детали, выделить
главное. Для этого необходимо рациональное познание.
Теоретический уровень познания или рациональное познание осуществляется при помощи мышления, логики, рассуждений и включает понятия, суждения и умозаключение.
Познавая окружающую действительность, человек сравнивает предметы друг с другом, выявляет их сходство
и различие; путём анализа и синтеза вскрывает сущность предметов, мысленно выделяет их признаки, абстрагирует
и обобщает эти признаки. В результате человек образует понятие о предметах и явлениях действительности.
Понятие - это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов. Например, в понятии «комета» отображены следующие признаки комет: 1) светило, 2) состоит из крайне разреженных газов, 3) при приближении к Солнцу постепенно выбрасывает светящийся хвост. Все три перечисленных признака являются общими и существенными для комет.
Наличие или отсутствие у предмета какого-либо признака отражается в нашем мышлении в форме утвердительного
или отрицательного суждения. Суждение - это мысль, которая утверждает или отрицает что-либо относительно предметов и их признаков.
Умозаключение - это мысленная связь двух и более суждений и выведение нового суждения.
Например:
Всякий металл есть элемент.
Висмут — металл.
Следовательно, висмут — элемент.
В зависимости от того, что изучает человек, выделяют следующие виды познания:
- обыденное (житейское) основывается на повседневном житейском опыте;
- научное основывается на научных фактах;
- философское основывается на размышлениях и попытках "заглянуть" в суть вещей;
- художественное основывается на искусстве как средстве познания духовной стороны жизни;
- социальное основывается на изучении общественных отношений и социальной действительности.
Результат познания - это знание.
Формами знания являются в зависимости от:
1) выражения общественного сознания — мифология, религия, наука, мораль;
2) способа закрепления — понятийные, символические, художественно-образные;
3) степени научности — научные (обобщенное систематизированное знание, оперирующее законами, соответствующее существующей научной картине мира), ненаучные (разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира), донаучное (база научных знаний), антинаучное (утопическое, сознательно искажающее представления о действительности).
Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28):
1) «Познание»
2) «Познание как вид деятельности»
3) «Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира»
4) «Познание как форма отражения действительности в сознании человека»
5) «Проблема познаваемости мира» (ЕГЭ-2013)
6) «Познание мира» (ЕГЭ-2012)
7) «Многообразие путей познания мира» (ЕГЭ-2017)
8) «Познаваем ли мир?»
9) «Познавательная деятельность»
10) «Роль познавательной деятельности»
11) «Человек – объект и субъект познания» (ЕГЭ-2014, ЕГЭ-2016)
12) «Формы познания мира»
13) «Научное познание» (ЕГЭ-2020)
14) «Научное познание и его основные признаки»
15) «Особенности научного познания»
16) «Научное познание как один из видов познания»
17) «Социальное познание и его специфика»
18) «Самопознание и формирование «Я-концепции»»
19) «Самопознание и развитие личности»
20) «Процесс самопознания – основа для самооценки личности»
21) «Познание человеком мира и самого себя»
22) «Виды знаний» (ЕГЭ-2011)
23) «Многообразие человеческих знаний»
План: «Человек – объект и субъект познания» (ЕГЭ-2014, ЕГЭ-2016)
1) Человек как субъект познания.
2) Уровни познания:
- эмпирический;
- теоретический.
3) Формы познания:
- чувственное (ощущение, восприятие, представление);
- рациональное (понятие, суждение, умозаключение).
4) Виды познавательной деятельности:
- обыденное (житейское);
- научное;
- философское;
- социальное;
- художественное.
5) Человек как объект познания:
- индивид;
- индивидуальность;
- личность.
6) Человек – биопсихосоциальное существо.
Наличие 1, 2, 3 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Тематический тест по теме (на основе реальных экзаменационных КИМ)