Познание. Виды знаний

1)Уровни познания

Процесс познания для человека начинается еще в утробе матери: когда у ребенка появляется слух, он начинает прислушиваться к голосу матери, ее сердцебиению; когда у него появляются чувства, он начинает пытаться потрогать все вокруг себя и т.д. Еще более активно этот процесс происходит после его рождения. На самом деле ежедневно человек получает новую информацию, сталкивается с новыми событиями или явлениями, таким образом процесс познания продолжается всю нашу жизнь.

Познание - это деятельность человека, направленная на получение новых знаний об окружающем мире и действительности.

Человек, выступает в роли познающего, т.е. субъекта познания. То, что исследует человек (предмет, явление, другой человек, качество или свойство и пр.) – это объект познания.

С научной точки зрения, процесс познания состоит из двух уровней:

1) эмпирический уровень познания или чувственное познание, которое осуществляется посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания);

2) теоретический уровень познания или рациональное познание, которое осуществляется при помощи мышления, логики, рассуждений.

 

Чувственное познание включает ощущения, восприятие и представление. То есть первую информацию о любом объекте человек получает от ощущений органов чувств (зрение дает информацию о форме и цвете; слух – о звуках; обоняние – о запахах; осязание – какой предмет на ощупь; вкус – о вкусовых качествах предмета), после чего вся собранная информация поступает в мозг, где синтезируется в единый образ, который объединяет все перечисленные качества – это восприятие. Таким образом, ощущение –  это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств, а восприятие – это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств. Полученный образ «отпечатывается» в памяти человека и при необходимости он воссоздаётся, т.е. представляется. Так, представление – это мысленное воссоздание образа объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств на основе предыдущего опыта.

В вышеописанном процессе органы чувств занимают особо важное значение, так как без них человек не способен познавать, ни мыслить, но в то же время, чувственное познание позволяет получить лишь поверхностную информацию, внешние стороны объекта.

 

На основе информации эмпирического уровня познания, позволяет более полно, подробно и глубоко исследовать объект теоретический уровень познания.

Рациональное познание включает понятия, суждения и умозаключение. Так, чтобы была возможность размышлять об объекте, его необходимо назвать. Названия предметов – это понятия, которые включают в себя большой объем характеристик и свойств объекта. Например, когда мы говорим «вселенная», то само слово говорит нам о космосе, звездах, планетах и т.д., т.е. вселенная – это понятие. Таким образом, понятие – это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта. На основе понятий складываются суждения. Суждение – это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте. А на основе суждений делается вывод, т.е. умозаключение. Умозаключение – это вывод, получаемый на основе законов логики из нескольких суждений.

Например,

1) Все реки - вода (суждение).

2) Волга - река (суждение).

3) Следовательно, Волга - вода (вывод).

 

2) Виды познавательной деятельности

В зависимости от того, что изучает человек, выделяют следующие виды познания:

- обыденное (житейское);

- научное;

- философское;

- художественное;

- социальное.

 

Обыденное (житейское) познание осуществляется человеком постоянно в процессе его жизнедеятельности, и на основе полученных знаний складывается его личный опыт и жизнь. Обыденное познание позволяет человеку получить сведения об окружающих предметах и людях, явлениях и процессах, не вникая глубоко в их суть. Естественно, что обыденное познание лежит в основе обыденного (житейского) мировоззрения и опирается на здравый смысл. Напомним, что здравый смысл - это устоявшаяся в обществе точка зрения на какой-либо предмет или явление. В истории народов результаты житейского познания передаются последующим поколениям посредством народной мудрости, сказок и легенд, притч, историй, пословиц и поговорок.

 

Научное познание осуществляется профессионально подготовленными людьми и основывается на строго определенных для конкретной области правил, норм, методов.

Особенностями научного познания являются:

- нацеленность на поиск истинных знаний;

- доказанность научных фактов;

- отсутствие противоречий, возможность проверки фактов;

- особый научный язык (наличие особых терминов и понятий);

- объективность (соответствие полученных знаний объекту познания);

- рациональность (опора на логику и мышление).

 

Философское познание основывается на теоретических размышлениях, осмыслении и анализ жизненных смыслов и ценностей, основ бытия. Философское познание стремиться «увидеть» суть вещей и событий, совместить духовный и практический опыт.

Структуру философского знания составляют такие направления как:

- онтология (учение о бытии),

- гносеология (учение о познании),

- психология (учение о душе),

- этика (учение о нравственности),

- эстетика (учение о прекрасном),

- логика (учение о мышлении).

 

Художественное познание опирается на искусство, творчество и художественные образы. С одной стороны, автор, создавая какое-либо художественное произведение, творит, что-то открывает для себя, создает другой уникальный мир. Посредством произведений автор стремится донести до других людей не только какую-то информацию, но скрытые смыслы, эмоции и чувства, показать другой несуществующий в реальности мир. С другой стороны, любой человек, столкнувшийся впервые с произведением, также получает новый эмоциональный и эстетический опыт, новые знания. Его мировоззрение сталкивается с мировоззрением автора, и так как все люди разные – они по-разному воспринимают и понимают произведение, рождаются новые смыслы, новые образы. Таким образом, художественное познание – это чувственное и эмоциональное познание мира.

 

Социальное познание направленно на исследование общественных отношений, поведения людей, взаимоотношений социальных групп, народов, социальных классов.

Изучая общество, социологи используют такие методы как:

- эмпирические (анкетирование, интервью, тестирование),

- теоретические (анализ, обобщение, выдвижение гипотез).

Главной особенностью данного вида познания заключается в том, что и Субъект (познающий) и Объект (познаваемый) полностью совпадают – это ОБЩЕСТВО, социальные группы, индивиды и их взаимоотношения. Тем не менее людей и их отношения достаточно сложно изучать, так как отношение конкретных индивидов к определенным процессам и событиям прямо зависит от их настроения, психоэмоционального и физического состояния, и поэтому постоянно меняется. В то же время само общество динамично, ежеминутно происходят какие-либо социальные процессы, люди умирают и рождаются новые, поэтому сведения могут быстро устаревать.

 

3) Самопознание

Еще одним видом познания для человека является самопознание. Самопознание – это осмысление человеком себя, своих поступков и мыслей, переживаний и чувств, стремлений и желаний. Самопознание включает в себя самосознание, самооценку, самоконтроль и самопринятие. Для описания подобных процессов психологи употребляют понятие «Я-концепция». Я-концепция – это комплекс представлений человека о самом себе, определение своего места в обществе, самооценка.

 

4) Виды знаний

Вся совокупность сведений об объекте, полученных в ходе эмпирического и теоретического уровней познания составляет знание. Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

Каждой области - науке, философии, религии, политике соответствует своя система знаний.

Существует достаточно большое разнообразий классификаций знаний, но основной из них является классификация, основанная на способах деятельности человека:

- практические знания (врачебный опыт, педагогическая практика, производственные навыки);

- духовно-практические знания (мифология, мораль, религиозные учения, искусство, обыденное знание);

- теоретические знания (наука, философия и вненаучные знания).

 

Вненаучное знание опровергает или искажает научное. К вненучным знаниям относятся: псевдонаучное, лженаучное и паранаучное знание. Лженаучное или псевдонаучное знание представляет собой недоказанные взгляды и предрассудки. К этому виду знания можно отнести сведения о лекарствах «от всех болезней», эликсирах молодости или бессмертия и т.п. Появление подобных явлений связанно, в первую очередь, с ошибками исследователей, со стремлением людей разбогатеть от сенсационного открытия. Паранаучное знание невозможно объяснить с точки зрения науки – это мистика, спиритизм, астрология, телепатия, экстрасенсорика, хиромантия и т.п.

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): «Многообразие путей познания мира»

«Познаваем ли мир?»

«Проблема познаваемости мира»

«Познание мира»

1) Понятие «познание».

2) Уровни познания:

- эмпирический (чувственное познание);

- теоретический (рациональное познание).

3) Виды познавательной деятельности:

- обыденное (житейское);

- научное;

- философское;

- социальное;

- художественное.

4) Философские направления по отношению к процессу познания:

- гностицизм;

- агностицизм;

- оптимизм;

- релятивизм;

- скептицизм.

5) Формы и виды знаний:

- практическое (производственное, политическое, педагогическое);

- духовно-практическое или ненаучное (обыденное, художественное);

- теоретическое (научное, вненаучное, философское).

6) Роль познания в жизни человека.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

 

Тематический тест по теме "Познание" (на основе реальных экзаменационных КИМ)

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2019 Новое в образовании

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now