Мышление и деятельность

1) Понятие «мышление», его виды

Ощущение и восприятие дают человеку знание об отдельных предметах и явлениях окружающего мира, но для того чтобы человек мог существовать ему необходимо предвидеть последствия тех или иных событий или действий – это возможно благодаря процессу мышления. Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека. Процесс мышление не прекращается даже во сне.  

Мышление – это процесс восприятия окружающей действительности, анализ происходящего на основе личного приобретенного опыта, выстраивание логических связей между предметами и явлениями.  

 

Выделяют теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление подразделяется на понятийное и образное. Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются из памяти или воссоздаются воображением. Понятийное (словесно-логическое) мышление, т.е. мышление в форме понятий (слов). Отметим, что понятийное и образное мышление на практике находятся в постоянном взаимодействии, они дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

В практическом мышлении выделяют наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, который заключается в преобразовательной деятельности человека, результатом которой является создание какого-либо материального предмета.

Основные формы мышления:

- понятие;

- суждение;

- умозаключение (см. Вопрос 1.3).

Основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация (классификация), абстрагирование, конкретизация.

 

В науке также используются индуктивный и дедуктивный методы мышления.

Индукция – это логическая форма мысли, размышление от частных суждений к общему умозаключению, т.е. от фактов к выводу. Например, на основе нескольких фактов о каком-либо качестве или свойстве одного или более объектов, мы можем сделать вывод о том, что у всех подобных объектов существует данное свойство или качество. Так, если взять все числа от 1 до 9 и каждое последовательно разделить на 2, то выявится закономерность того, что каждое четное число делится на два, из этого делается вывод о том, что все четные числа делятся на два.

 

Дедукция – это обратный по отношении к индукции ход мыслей. Дедуктивный метод мышления считается основным в юриспруденции, так как на основе общих законов осуществляются расследования и судебные процессы по частным конкретным случаям. То же можно сказать и про математические дисциплины, где на основе общих формул решаются конкретные примеры. Методы индукции и дедукции широко распространены в научной деятельности, так как такие объекты как вселенная или прошлое не подвластны практическим методам исследования.

3) Деятельность, структура деятельности

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на достижение поставленных целей и преобразование окружающего мира. Любая деятельность состоит из ряда определенных действий. Деятельность - это та форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, окружающим его. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей.

 

Структура деятельности предполагает наличие субъекта (того, кто осуществляет действие) и объекта (то, на что направленно действие), а также цель, которую человек преследует, совершая действие и мотив. Получить необходимый результат, т.е. достигнуть поставленной цели, помогают различные методы и средства, и, конечно же, сами действия – процесс деятельности. Например, ученик готовит доклад к уроку химии: субъектом деятельности является ученик, объектом – доклад. Мотивом деятельности будет выступать - получение хорошей отметки, одобрение учителя и родителей. Цель – написать доклад. Поход в библиотеку, чтение книг, подбор информации в Интернете – это методы и средства, которые школьник будет использовать для написания доклада. Средствами данной деятельности будут также листы бумаги, компьютер, на котором будет печататься текст, принтер и т.д. Само составление, оформление, набор текста и распечатывание – это и есть процесс деятельности. Результат – готовый доклад. Целью деятельности является то, что в данный момент отсутствует и должно быть достигнуто с помощью действий. Следовательно, цель представлена в сознании образом, некоей моделью будущего результата деятельности.

4) Основные виды деятельности

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

 

Игра - это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей, и целью которого является отдых, развлечение. 

Основные свойства игры:

- творческий характер; 

- наличие воображаемой обстановки; 

- освоение новых социальных ролей; 

- наличие определенных правил.

 

Учение – это деятельность человека, направленная на получение, закрепление, совершенствование и углубление знаний, умений и навыков. Процесс учения может быть как организованным - в данном случае речь идёт об учебных заведениях разного вида (детский сад, школа, вуз и так далее), так и не организованным, т.е. человек получает знания, умения и навыки в процессе игры, трудовой деятельности или самообразования. Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями, навыками и умениями, необходимыми для различных видов общественно полезной активности, она формирует у человека также умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Таким образом учение подготавливает человека к труду.

 

Труд - это деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности. Различают физический и умственный, а также простой и сложный труд. В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например, шахтёр не может провести хирургическую операцию. Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Особой формой взаимодействия людей в обществе и в межличностных отношениях является общение. Общение – процесс передачи информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями. В процессе общения осуществляется:

- обмен информацией;

- обмен знаниями;

- передача опыта, научение;

- социализация личности;

- формирование индивидуальности;

- выражение личных переживаний, эмоций, чувств.

5) Материальная и духовная деятельность 

Деятельность также делится на материальную и духовную.

   

Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей. Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную. Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло. Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.

 

Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира. К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность. Познавательная деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях. Например, чтение книги, слушание лекции, проведение исследования. Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам – это ценностно-ориентировочная деятельность. К ней относится например, пропаганда здорового образа жизни, церковная проповедь и пр. Прогностическая деятельность – это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий. 

 

Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство - это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага. Духовное производство - производство духовных ценностей, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.

 

Деятельность также может различаться и по характеру:

- сознательная (осознанная постановка целей и их достижение);

- продуктивная (создание полезного продукта);

- орудийная (создание орудий труда);

- преобразующая (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование);

- общественная (взаимодействие с людьми).

 

В многообразии видов деятельности человека можно выделить также созидательную (конструктивную) и разрушительную (деструктивную).

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): «Мышление и деятельность»

1) Понятие «мышление».

2) Виды мышления:

- теоретическое (образное, понятийное);

- практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное).

3) Понятие «деятельность».

4) Структура деятельности:

- субъект и объект;

- цель и мотив;

- методы и средства;

- результат.

5) Основные виды деятельности:

- игра;

- учение;

- труд;

- общение.

6) Творчество как вид деятельности.

7) Материальная (практическая) деятельность:

- материально-производственная;

- социально-преобразовательная.

8) Духовная деятельность:

- познавательная;

- ценностно-ориентировочная;

- прогностическая.

9) Взаимосвязь мышления и деятельности.

Наличие любых двух из 2, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

 

Тематический тест по теме "Мышление и деятельность" (на основе реальных экзаменационных КИМ)

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2019 Новое в образовании

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now