Мышление и деятельность

1.5.jpg

Мышление - это свойство высокоорганизованной материи, а именно - свойство мозга. Мышление не существует
и не может существовать само по себе. Оно является отображением материального мира в человеческой
голове. Психические процессы свойственны и животным, но мышление присуще только человеку. 

В заданиях 22, 25 и 29 КИМ ЕГЭ можно использовать следующие определения:

Мышление это рефлекторная деятельность, обусловленная воздействием сигналов, поступающих из окружающего мира, на органы чувств. 

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Мышление это опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и закономерных связей вещей. 

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Мышление возникло и развивается в процессе общественно-трудовой деятельности людей вместе с языком, с которым оно неразрывно связано. Только язык делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе.

Выделяют теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление подразделяется на понятийное и образное

В практическом мышлении выделяют наглядно-образное и наглядно-действенное

Основные формы мышления:

- понятие;

- суждение;

- умозаключение.

Мышление человека неразрывно связано с деятельностью.

В заданиях 22, 25 и 29 КИМ ЕГЭ можно использовать следующие определения:

Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. 

(Определение будет оценено 1 баллом в задании 25)

Деятельность - это специфическая для человека форма активности, направленная на преобразование окружающей действительности и собственного "я".

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Структура деятельности предполагает наличие:

субъекта (человека - того, кто направляет и осуществляет деятельность);

объекта (то, на что направлена деятельность);

- цель (осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность);

- мотив (побудительная причина деятельности: потребности, интересы, убеждения);

- методы и средства;

процесс (конкретные действия человека);

результат (материальные и духовные блага, формы общения людей, а также способности, умения и знания самого человека).

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

Игра - это особый вид деятельности, целью которого является не производство какого-либо материального продукта, а собственно процесс - развлечение, отдых.

Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Труд - это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Общение - это установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми.

Другие классификации видов деятельности:

- внешняя (действия) и внутренняя (умственная);

- прогрессивная (движение вперед) и реакционная (возврат к прошлому);

- созидательная и разрушительная;

- индивидуальная, коллективная, массовая;

- инновационная, изобретательская, творческая;

- экономическая, производственная, потребительская;

- государственная, международная, военная, политическая;

- научная, образовательная, досуговая;

- практическая и теоретическая.

 

Деятельность также делится на материальную и духовную.   

Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей. Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную

Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира. К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.  

Деятельность также может различаться и по характеру:

- сознательная (осознанная постановка целей и их достижение);

- продуктивная (создание полезного продукта);

- орудийная (создание орудий труда);

- преобразующая (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование);

- общественная (взаимодействие с людьми).

 

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): 

1) «Мышление»

2) «Деятельность и мышление» (ЕГЭ-2012)

3) «Деятельность» (ЕГЭ-2017)

4) «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром» (ЕГЭ-2019)

5) «Деятельность – основа существования и развития»

6) «Деятельность как способ существования людей»

7) «Деятельность человека в ее многообразии»

8) «Деятельность как способ взаимоотношений» (ЕГЭ-2019)

9) «Деятельность человека и ее результаты» (ЕГЭ-2012)

10) «Трудовая деятельность»

11) «Игра и ее роль в формировании человеческой личности»

12) «Общение и его роль в развитии личности»

13) «Общение как форма межличностных взаимодействий»

14) «Общение как взаимодействие людей»

15) «Содержание и формы (виды) духовной деятельности» (ЕГЭ-2010, ЕГЭ-2013)

16) «Духовная деятельность: содержание и формы (виды)»

17) «Духовная деятельность и ее специфика»

18) «Духовная деятельность людей»

19) «Способности человека»

20) «Социальная направленность деятельности»

План: «Деятельность и мышление» (ЕГЭ-2012)

1) Мышление как основа деятельности человека.

2) Виды мышления:

- теоретическое (образное, понятийное);

- практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное).

3) Основные методы мышления:

- дедукция;

- индукция.

4) Деятельность как способ жизни человека и общества.

5) Структура деятельности:

- субъект и объект;

- цель и мотив;

- методы и средства;

- результат.

6) Основные виды деятельности:

- игра;

- учение;

- труд;

- общение.

7) Материальная деятельность и духовная деятельность.

Наличие 2, 5 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Тематический тест по теме (на основе реальных экзаменационных КИМ)

Материал опубликован 10.07.2020