Сетевое издание Эл № ФС77-82185
Мышление и деятельность

Мышление - это свойство высокоорганизованной материи, а именно - свойство мозга. Мышление не существует
и не может существовать само по себе. Оно является отображением материального мира в человеческой
голове. Психические процессы свойственны и животным, но мышление присуще только человеку.
В заданиях 22, 25 и 29 КИМ ЕГЭ можно использовать следующие определения:
Мышление – это рефлекторная деятельность, обусловленная воздействием сигналов, поступающих из окружающего мира, на органы чувств.
(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)
Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и закономерных связей вещей.
(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)
Мышление возникло и развивается в процессе общественно-трудовой деятельности людей вместе с языком, с которым оно неразрывно связано. Только язык делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе.
Выделяют теоретическое и практическое мышление.
Теоретическое мышление подразделяется на понятийное и образное.
В практическом мышлении выделяют наглядно-образное и наглядно-действенное.
Основные формы мышления:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Мышление человека неразрывно связано с деятельностью.
В заданиях 22, 25 и 29 КИМ ЕГЭ можно использовать следующие определения:
Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.
(Определение будет оценено 1 баллом в задании 25)
Деятельность - это специфическая для человека форма активности, направленная на преобразование окружающей действительности и собственного "я".
(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)
Структура деятельности предполагает наличие:
- субъекта (человека - того, кто направляет и осуществляет деятельность);
- объекта (то, на что направлена деятельность);
- цель (осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность);
- мотив (побудительная причина деятельности: потребности, интересы, убеждения);
- методы и средства;
- процесс (конкретные действия человека);
- результат (материальные и духовные блага, формы общения людей, а также способности, умения и знания самого человека).
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.
Игра - это особый вид деятельности, целью которого является не производство какого-либо материального продукта, а собственно процесс - развлечение, отдых.
Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Труд - это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Общение - это установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми.
Другие классификации видов деятельности:
- внешняя (действия) и внутренняя (умственная);
- прогрессивная (движение вперед) и реакционная (возврат к прошлому);
- созидательная и разрушительная;
- индивидуальная, коллективная, массовая;
- инновационная, изобретательская, творческая;
- экономическая, производственная, потребительская;
- государственная, международная, военная, политическая;
- научная, образовательная, досуговая;
- практическая и теоретическая.
Деятельность также делится на материальную и духовную.
Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей. Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.
Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира. К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.
Деятельность также может различаться и по характеру:
- сознательная (осознанная постановка целей и их достижение);
- продуктивная (создание полезного продукта);
- орудийная (создание орудий труда);
- преобразующая (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование);
- общественная (взаимодействие с людьми).
Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28):
1) «Мышление»
2) «Деятельность и мышление» (ЕГЭ-2012)
3) «Деятельность» (ЕГЭ-2017)
4) «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром» (ЕГЭ-2019)
5) «Деятельность – основа существования и развития»
6) «Деятельность как способ существования людей»
7) «Деятельность человека в ее многообразии»
8) «Деятельность как способ взаимоотношений» (ЕГЭ-2019)
9) «Деятельность человека и ее результаты» (ЕГЭ-2012)
10) «Трудовая деятельность»
11) «Игра и ее роль в формировании человеческой личности»
12) «Общение и его роль в развитии личности»
13) «Общение как форма межличностных взаимодействий»
14) «Общение как взаимодействие людей»
15) «Содержание и формы (виды) духовной деятельности» (ЕГЭ-2010, ЕГЭ-2013)
16) «Духовная деятельность: содержание и формы (виды)»
17) «Духовная деятельность и ее специфика»
18) «Духовная деятельность людей»
19) «Способности человека»
20) «Социальная направленность деятельности»
План: «Деятельность и мышление» (ЕГЭ-2012)
1) Мышление как основа деятельности человека.
2) Виды мышления:
- теоретическое (образное, понятийное);
- практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное).
3) Основные методы мышления:
- дедукция;
- индукция.
4) Деятельность как способ жизни человека и общества.
5) Структура деятельности:
- субъект и объект;
- цель и мотив;
- методы и средства;
- результат.
6) Основные виды деятельности:
- игра;
- учение;
- труд;
- общение.
7) Материальная деятельность и духовная деятельность.
Наличие 2, 5 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Тематический тест по теме (на основе реальных экзаменационных КИМ)
Материал опубликован 10.07.2020