Потребности и интересы

1) Классификация потребностей человека

Одним из мотивов деятельности человека являются его потребности. Потребность - это нужда человека в чём-либо, это осознание, ощущение, переживание недостатка в каком-либо жизненном условии, блага, необходимого для жизни и развития.

Социологи выделяют следующие виды потребностей человека: биологические, социальные, духовные.

 

Биологические потребности связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.

Данный вид потребностей свойственен всем живым существам. Их также называют естественные, физиологические, природные, биогенные, органические или витальные («vita» – «жизнь»).

 

Социальные потребности – это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании.

 

Духовные (идеальные) потребности – это потребности в самореализации, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.

 

Из множества различных классификаций потребностей самой популярной является иерархическая пирамида психолога Абрахама Маслоу. Иерархия – размещение элементов от низших к высшим. А.Маслоу в своем труде «Мотивация и личность» выделил основные группы базовых потребностей, которые являются основными мотивами деятельности человека.

 

1. Физиологические потребности. Являются первичными или базовыми. Если физиологические потребности не удовлетворены, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком. Так, если человек голоден, то его сознание почти полностью захвачено этим чувством, в такой ситуации организм все свои силы направляет на утоление голода. От этого зависит жизнь человека.

2. Потребность в безопасности (в стабильности, в защите; в свободе от страха, тревоги; потребность в порядке, законе). Потребность в безопасности удовлетворена, когда люди живут в мирном, стабильном обществе. Эта потребность также может проявляться, например, в виде желания устроиться на хорошую, стабильную работу или в том, что большинство людей отдают предпочтение знакомым и привычным вещам. Потребность в безопасности становится доминирующей в экстремальных, критических ситуациях, заставляя организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой.

Иногда в научной литературе данный вид потребностей назван экзистенциальными («экзистенция» от лат. «существование»), но с другой стороны, это не только чувство безопасности, но и осознание человека своего присутствия в мире, нахождение своего места в нем.

3. Потребность в принадлежности и любви. Когда физиологические и потребности в безопасности удовлетворены человек начинает ощущать нехватку общения, друзей, семьи – это социальные потребности. Это становится смыслом его жизни.

   

4. Потребность в признании. Каждый человек нуждается в признании, высокой оценке собственных достоинств, уважении со стороны других людей. К этой группе потребностей относятся: потребность в уверенности, независимости, свободе, а также потребность в престиже (престижные потребности), завоевании определенного положения в обществе, внимания, признания, славы. Престиж – это мера признания обществом заслуг человека. У каждого человека в большей или меньшей степени есть потребность в соперничестве, стремлении выделиться, быть лучше кого-либо, в уважении со стороны окружающих. Поэтому стремление добиться более высокого положения в обществе, поступить на престижные, популярные факультеты, сделать карьеру, добиться благополучия – и есть престижные потребности. Удовлетворение этих потребностей дает человеку чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, пользы.

 

5. Потребность в самоактуализации.

    Из трудов ученых:

   Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник - писать картины, а поэт - сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации.

А.Маслоу. Мотивация и личность

Под самоактуализацией понимается стремление человека к самореализации, к реализации заложенных в нем возможностей. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Так, кто-то стремится стать идеальным родителем, кто-то желает стать олимпийским чемпионом, а кто-то находит себя в процессе творчества, новых открытий и изобретений.

Самореализация – это претворение в жизнь своих внутренних возможностей и способностей посредством собственных усилий. Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути дела, определяя его. От степени самореализации зависит удовлетворенность личности жизнью, деятельностью, ее духовно-душевное и нравственное совершенствование. О людях, которые смогли реализовать свои внутренние ресурсы, обычно говорят, что они состоялись в жизни.

 

6. Потребность в познании и понимании. Познавательные потребности - это исследование окружающего мира и действительности с целью получения новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Также их называют когнитивными потребностями. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве, дети любопытны. Человек стремится к пониманию, систематизации и организации, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой упорядоченной системы ценностей. Удовлетворение этих потребностей приносит человеку чувство глубочайшего удовлетворения.

 

7. Эстетические потребности – это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. На самом деле, человек в окружении уродливых вещей и людей заболевает. Эстетические потребности есть практически у любого здорового ребенка. Те или иные свидетельства их существования можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытного общества. Благодаря этим потребностям в мире существуют театры, выставки, музеи, картинные галереи, балет, музыка и танцы.

   

2) Интересы

Интересы возникают на основе потребностей. Интерес - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению. Интересы играют огромную роль в деятельности людей. Они делают процесс достижения цели и удовлетворения своих потребностей более привлекательным. Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной социальной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мотивами к различным видам деятельности. При этом одна и та же деятельность у разных людей может быть мотивирована разными интересами и может удовлетворять разные потребности. Удовлетворение интереса, как правило, не приводит к его угасанию, а обогащает и углубляет его, вызывает возникновение новых интересов.

Существует несколько классификаций интересов:

1) по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;

2) по их носителю: индивидуальные, групповые, общественные;

3) по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);

4) по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).

 

В социологии также выделяют понятие «социальный интерес». Социальный интерес – целенаправленный поиск различных видов деятельности, которые дают человеку ощущение полезности и сопричастности с жизнью в обществе. Социальный интерес проявляется в виде сотрудничества и взаимодействия с другими людьми, скорее для общего блага, чем ради личных целей.

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): «Роль потребностей в деятельности человека»

1) Понятие «потребность».

2) Основные человеческие потребности:

- биологические (естественные);

- социальные;

- духовные (идеальные).

3) Пирамида потребностей А.Маслоу:

- физиологические потребности;

- потребность в безопасности;

- потребность в принадлежности и любви;

- потребность в признании;

- потребность в самоактуализации;

- потребность в познании и понимании;

- эстетические потребности.

4) Связь потребностей с основными видами деятельности:

- общением;

- игрой;

- учением;

- трудом.

5) Потребности как главные мотивы деятельности человека.

Наличие любых двух из 2 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

 

Тематический тест по теме "Потребности и интересы" (на основе реальных экзаменационных КИМ)

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2021 Новое в образовании

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now