Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

1.7.jpg

Одна из высших ценностей человека - свобода. Но абсолютной свободы, которая выражается в отсутствии каких-либо ограничений, во вседозволенности, не существует. Свобода человека в обществе ограничена внутренними (совесть) и внешними (другие люди) факторами, поэтому она рассматривается только как возможность выбора.

Свобода личности является основой социального и правового положения человека в обществе.

Формы проявления:

1) Внутренняя свобода, присущая человеку и отличающая его от других живых существ.

2) Свобода от ограничения и насилия, от неравноправия и различных форм дискриминации в обществе. Свобода проявляется в запрещении предпринимать по отношению к личности действия, противоречащие человеческому достоинству и ущемляющие права.

3) Свобода – как деятельностная характеристика личности. Свобода предполагает выбор различных вариантов различного отношения человека к миру.

В заданиях 22, 25 и 29 КИМ ЕГЭ можно использовать следующие определения:

Свобода это способность выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями и с учетом объективных обстоятельств. 

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Свобода это способ бытия человека, связанный с его потребностью выбирать решения и совершать поступок в соответствии со своими целями и с учетом объективных условий. 

(Определение будет оценено 2 баллами в задании 25)

Свобода и необходимость ни в коей мере не исключают друг друга, между ними существует взаимосвязь.
Поясним это на примере из повседневной жизни. Предположим, два человека заблудились в дремучем лесу. Один пренебрегает необходимыми связями, существующими в природе; вообразив себя свободным, он начинает двигаться в первом попавшемся направлении. Он может утешать себя тем, что в любое время «свободен» изменить направление и пойти в другую сторону. И, лишь проплутав много часов и не найдя правильного пути, поймет, что его «свобода» была призрачной. В действительности он не свободен, а находится в полной зависимости от окружающей обстановки, которая вселяет в него страх и отчаяние. Другой заблудившийся человек поступает иначе. Он знает, что в природе существуют необходимые связи между странами света и расположением небесных светил. Используя
знание этих связей, он изберет путь, который в скором времени выведет его к дому. Знание необходимости и действие в соответствии с нею позволяет человеку ориентироваться в окружающей обстановке, быть свободным по
отношению к ней.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

 

Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет.

Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и всеми его членами.

Ответственность - это необходимость отвечать за свои действия и поступки.

Существует несколько классификаций ответственности:

- личная и коллективная;

- внутренняя (ответственность перед собой) и социальная;

- родительская, гражданская, юридическая, моральная, материальная.

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): 

1) «Свобода и ответственность»

2) «Свобода и необходимость в человеческой деятельности»

План: «Свобода и ответственность»

1) Свобода как одно из необходимых условий ответственности.

2) Основные виды свобод по сферам деятельности:

- экономические;

- политические;

- гражданские;

- правовые.

3) Виды свободы по субъектам:

- индивидуальная;

- групповая;

- общественная.

4) Свобода как осознанная необходимость.

5) Основные виды ответственности:

- гражданская;

- родительская;

- юридическая;

- моральная;

- ответственность перед собой.

Наличие 2, 3 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Тематический тест по теме (на основе реальных экзаменационных КИМ)

об.png
об2.png