Основные институты общества

Важнейшими элементами общества являются социальные институты - устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения.

Основные признаки социального института

- наличие социальных ролей;

- наличие норм и правил поведения;

- наличие важных функций, удовлетворяющих потребности общества;

- наличие определенной структуры (сети учреждений).

Например, в задании необходимо тремя аргументами подтвердить, что образование является социальным институтов. В своем ответе опираемся на вышеперечисленные признаки:

- В системе образования существует иерархия социальных ролей, например: ректор института, преподаватели, студенты.

- Система образования регулируется совокупностью норм и правил поведения, например законом "Об образовании".

- Образование выполняет в обществе ряд важных функций: социализация подрастающего поколения, помощь в профессиональном становлении молодежи.

- В систему образования входят различные учреждения: детские сады, школы, колледжи, институты. 

В обобщенном смысле социальный институт можно определить как набор социальных ролей, как комплекс устойчивых общепринятых моделей, как совокупность норм его регулирующих.

Процесс институционализации (возникновения социального института) весьма продолжителен и предполагает ряд этапов:
- возникновение потребности;
- появление социальных норм и правил в ходе социального взаимодействия;
- закрепление норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;
- установление системы санкций для поддержания нормативной системы;
- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Виды и примеры социальных институтов:

- политические: государство, политические партии, парламент, институт президентства, выборы, армия, полиция);

- экономические: рынок, производство, банк, собственность, биржа)

- институты родства: (семья, брак, материнство, отцовство, опека и попечительство)

- институты образования и культуры: школа, театр, институт, наука)

- религиозные (церковь, культ)

 

К фундаментальным (первичным) институтам общества относят семью, образование, производство, религия и государство. Это объясняется наличием пяти видов важнейших жизненных потребностей, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность:
- в воспроизводстве рода;
- в безопасности и социальном порядке;
- в средствах существования;
- в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;
- в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

Функции социальных институтов:

- воспроизводственная (каждый социальный институт воспроизводит информацию о себе для новых поколений);

- регулирующая (в социальных институтах действуют определенные правила поведения, регулирующие деятельность людей);

- социализации (становление личности осуществляется посредством социальных институтов);

- интегративная (социальные институты взаимодействуют между собой);

- коммуникативная (в самом социальном институте происходит коммуникация, взаимодействие людей).

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): 

1) «Социальные институты»

2) «Социальные институты и их функции в обществе»

3) «Социальные институты в структуре общества»

4) «Социальные институты как формы реализации важнейших потребностей общества»

План: «Социальные институты»

1) Социальные институты как форма организации совместной деятельности людей.

2) Основные виды социальных институтов:

- политические;

- экономические;

- институты родства;

- институты образования и культуры;

- религиозные институты.

3) Основные (первичные) социальные институты:

- семья;

- государство;

- производство;

- культура;

- религия.

4) Некоторые функции социальных институтов общества:

- воспроизводственная;

- регулятивная;

- функция социализации;

- интегративная.

5) Институциализация как процесс становления социальных институтов в обществе.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

 

Тематический тест по теме (на основе реальных экзаменационных КИМ)

Используя материалы сайта, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Договором оферты

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2021 Новое в образовании