Экономика и экономическая наука

1) Экономика как наука

Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значениях. Во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика страны, региона, предприятия, семьи). Во-вторых, как название науки, изучающей теоретические основы хозяйствования. Экономика – наука, которая изучает развитие хозяйства и производства в условиях ограниченности ресурсов.

 

Хозяйственная жизнь людей базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограничены, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. Ресурсы – имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.

К экономическим ресурсам относятся:

- природные ресурсы (земля и недра, растительный и животный мир, лесные и водные ресурсы, воздушный бассейн и климат);

- человеческие ресурсы;

- капитал (деньги и средства производства).

Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.

 

Ограниченность ресурсов порождает проблему экономического выбора. Экономический выбор – выбор наилучшего среди альтернативных решений, при которых достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат. Он проявляется в эффективном использовании ресурсов. Таким образом, главная проблема экономики звучит так: как удовлетворить постоянно растущие потребности людей с учетом ограниченности ресурсов. Общество стремится найти оптимальные пути распределения и использования ограниченных ресурсов, что в свою очередь требует разумной организации хозяйственной деятельности человека. Другими словами, следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию.

В зависимости от объекта исследования экономику как науку разделяют на микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику (мегаэкономику). Микроэкономика - это часть экономической теории, в которой изучается поведение предприятий, домашних хозяйств, а также отдельных рынков. Задачей микроэкономики является анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках, и центральным элементом исследования является фирма (предприятие). Макроэкономика связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономерности государственной экономической политики. Мировая экономика исследует важнейшие формы международных экономических отношений (международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).

   

Экономика как наука выполняет ряд функций:

1) познавательная (теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, различные экономические процессы и их последствия);

2) практическая (на основе знаний экономика дает рекомендации, предлагает алгоритмы действий);

3) прогностическая (в экономике происходит формирование прогнозов социально-экономического развития общества);

4) критическая (позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства);

5) методологическая (является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития).

   

2) Экономика как хозяйство

Под экономикой также понимается хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.  Экономика – система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения, обмена и потребления различных благ, необходимых для удовлетворения потребностей как отдельного человека, так фирм и государства в целом.

 

Экономика как система хозяйствования включает отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), и обеспечивает общество материальными и нематериальными благами. Блага – материальные и нематериальные средства, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей. Блага подразделяются на экономические и неэкономические. Неэкономические блага – блага, имеющиеся в достаточном количестве, не являющиеся результатом чьей-либо деятельности (воздух, солнечный свет, вода и т.д.). Экономические блага – результат экономической деятельности общества (материальные – это товары, нематериальные – это услуги).

   

При рыночном обмене блага становятся товарами.  Товар – это экономическое благо, являющееся продуктом труда и произведенное для обмена. Услуга – это экономическое благо, выступающее в форме труда, консультации, искусства управления, т.е. действие, приносящее пользу, помощь другому. Другими словами, услуга – целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Услуги отличаются от товаров тем, что не имеют вещественной формы и тем, что их нельзя накопить – она может быть потреблена только в момент производства.

 

В основе экономики как хозяйства лежат четыре процесса: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство – процесс создания экономических благ (продуктов и услуг), необходимых человеку и обществу для существования и развития. Процесс производства является основой жизни и источник прогресса человеческого общества.

 

Распределение – это разделение производственного продукта или дохода между участвующими в его производстве.

Если каждый участник хозяйственной жизни специализируется на производстве ограниченного круга продукции, то все остальные блага, нужные ему как производителю и потребителю, он доложен получать со стороны. Для этого он обменивает имеющиеся в его распоряжении блага (производственные ресурсы и потребительские блага) на те блага, которые ему нужны. В хозяйственной жизни обмен благами обычно принимает форму торговли между людьми, фирмами, регионами, странами.

 

Обмен – это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт. Через обмен формируется система экономических отношений. Способы обмена весьма многообразны. Он может производиться с помощью бартера или опосредованно - через деньги, быть свободным или строго регулируемым.

 

Конечной целью всякого производства являются потребности людей. Сам процесс удовлетворения потребностей – это потребление. Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей.

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): «Экономика как наука»

1) Понятие экономики как науки.

2) Ограниченность ресурсов как главная проблема экономики.

3) Субъекты экономики:

- семьи;

- фирмы;

- государства.

4) Разделы экономической теории:

- микроэкономика;

- макроэкономика;

- международная экономика.

5) Три главных вопроса экономики:

- что производить?

- как производить?

- для кого производить?

6) Функции экономики как науки:

-  познавательная;

- методологическая;

- практическая (прагматическая);

- образовательная;

- идеологическая.

7) Роль экономики как науки в жизни общества.

Наличие любых двух из 4 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

 

Тематический тест по теме "Экономика" (на основе реальных экзаменационных КИМ)

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2021 Новое в образовании

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now