Раздел II. Экономика

Вопрос 2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

1) Экономическая свобода и социальная ответственность предприятий

2) Основные принципы рационального поведения потребителя

2.16 Рациональное поведение.jpg

1) Экономическая свобода и социальная ответственность предприятий

   

Экономическая свобода - широта экономического поведения субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ.

   

Экономическая свобода проявляется в свободе предпринимателя (производителя) и свободе потребителя.

Экономическая свобода предпринимателя заключается в:

- свободе производить;

- свободе торговли;

- свободе инвестирования;

- свободе использования любых денежных единиц;

- свободе договора.

     

Понятие «экономическая свобода» неотделима от понятия «экономическая ответственность».

Предприниматели несут ответственность в следующих сферах:

- юридическая (предоставление качественных услуг и продукции потребителям, соблюдение законодательства, создание законных рабочих мест);

- экологическая (соблюдение природоохранного законодательства, минимизация негативного воздействия на окружающую среду, внедрение наилучших технологий, проведение оценки и анализа воздействия технологических процессов и продукции на окружающую среду и здоровье человека, проведение экологического просвещения сотрудников);

- экономическая (эффективное использование трудовых ресурсов, а также материалов и ресурсов, применяемых для производства конечного продукта; этическое поведение по отношению к потребителям и конкурентам);

- социальная (соблюдение прав человека, соблюдение правил охраны труда, профессиональное развитие сотрудников, повышение уровня занятости населения, внесение вклада в развитие общества).

 

2) Основные принципы рационального поведения потребителя и производителя

   

Экономическая теория исходит из предпосылки о рациональности поведения людей в экономике. В связи с ограниченностью экономических ресурсов возникает необходимость их рационального использования. Рациональность – минимизация затрат и максимизация выгоды – это и есть суть экономического поведения.

   

Производители стремятся минимизировать издержки и увеличить прибыль, налаживают рациональное производство. Потребители ставят своей целью разумным образом распорядиться доходами с целью извлечения максимальной полезности из приобретаемых товаров и услуг. Именно полезность, доход и цены определяют сущность теории рационального поведения потребителя.

       Из трудов ученых:

   Перед каждым потребителем стоит три вопроса: 1) что купить? 2) сколько стоит? 3) хватит ли денег, чтобы осуществить покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй – исследовать цену, чтобы решить третий вопрос – определить доход потребителя.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики

   

Теория потребительского поведения учитывает ряд ограничений, которые не дают людям возможности приобретать все, что они хотят. Одно из таких ограничений – денежные доходы семейного бюджета, которые ограничены в большей или меньшей степени.

   

Семейный бюджет – это доходы и расходы семьи. Доходы домашних хозяйств – все виды денежных и натуральных доходов, полученных в виде заработной платы, от личного подсобного хозяйства, пенсии, пособия, кредиты, выигрыши и прочее. Различают номинальный и реальный доход семьи. Номинальный доход – это количество рублей, которые человек получает в виде заработной платы, ренты или прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода.

   

Расходы домашних хозяйств - расходы на покупку товаров и услуг, обязательные платежи и взносы, приобретение недвижимости и др. Расходы семьи могут быть постоянными (питание, оплата коммунальных услуг) и переменными (крупные покупки).

   

В соответствии с базовыми положениями экономической теории, домохозяйства стремятся максимально удовлетворить свои потребности при заданном бюджетном ограничении; предприятия, фирмы рассчитывают на прибыль, минимизируя свои издержки или повышая цены, находясь в рамках все тех же ограничений; правительственные агенты определяют уровень общественного благосостояния, ориентируясь на определенный бюджет.

   

Таким образом, теория рационального потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т.е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).

Материал опубликован 10.02.2021