Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

1) Рынок, его функции   

Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей, предъявляющих спрос, и продавцов, формирующих предложение материальных благ. 

Сущность рынка проявляется в его функциях:

1) стимулирующая (рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли);

2) информационная (рынок дает информацию о производстве товаров, количестве, ассортименте, цене);

3) посредническая или интегрирующая (на рынке устанавливается взаимовыгодный для покупателя и продавца вариант купли-продажи, т.е. на рынке сфера производства соединяется со сферой потребления);

4) регулирующая (при увеличении цены продавцы увеличивают объём производства, при уменьшении цены – уменьшают производство);

5) функция ценообразования (цена на товары формируется спросом и предложением);

6) санирующая (неэффективно работающие предприятия разоряются и покидают рынок).

Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности. Взаимодействия продавцов и покупателей, взятые вместе, формируют рынки. В системе рынков выделяются три крупных элемента:

1) Рынок товаров и услуг (оптовая и розничная торговля, коммунальное и бытовое обслуживание).

2) Рынок факторов производства (рынки земли, рабочей силы (биржа труда), средств производства). На рынке средств производства организуется купля-продажа промышленных зданий, сооружений, станков, оборудования, транспортных средств.

3) Финансовый рынок, который включает рынок капитала (рынок инвестиций, рынок банковского кредита, рынок ценных бумаг, валютный рынок).

   

Каждый из перечисленных рынков представляет собой совокупность отдельных более мелких рынков. Также по характеру продаж различают оптовые и розничные рынки. По географическому положению - местный, региональный, национальный, мировой.

 

2) Рыночный механизм

Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

 

Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения. Понятие «спрос» отражает желание и возможность потребителя приобрести товар. Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителей. Величина спроса – это количество товара, которое покупатель готов приобрести по определенной цене в определенный период времени. 

Закон спроса: при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше спрос, и наоборот, чем выше цена, тем спрос меньше.   

Связь между ценой и величиной спроса на любой товар можно проиллюстрировать с помощью кривой спроса. Кривая спроса – это графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной спроса. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса.

     

Факторы, влияющие на спрос:

1. Ценовые (чем ниже цена, тем выше спрос).

2. Неценовые:

- вкусы и предпочтения потребителей;

- доходы потребителей;

- мода;

- реклама;

- сезонные изменения;

- ожидания покупателей;

- цены на взаимозаменяемые товары.

   

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке. Величина предложения – это количество товара, которое продавец готов продать по определенной цене в определенный период времени. Величина предложения зависит от объема производства.

   

Закон предложения: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается сокращением объема предложения.

Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика кривой предложения. Кривая предложения – это графическое изображение зависимости между ценой и количеством товара, которое производители хотят предложить на рынке. При изменении в предложении происходит сдвиг кривой предложения.

     

Факторы, влияющие на предложения:

1. Ценовые.

2. Неценовые:

- стоимость ресурсов, используемых при производстве товара (издержки);

- уровень технологий;

- налоги;

- дотации (деньги, выделяемые государством с целью поддержки убыточных предприятий);

- количество конкурентов;

- ожидания производителей;

- природные катастрофы, войны.

 

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Цена – денежное выражение стоимости товара. На рынке устанавливается рыночная или равновесная цена. Равновесная цена – это цена, при которой спрос равен предложению. Ситуацию рыночного равновесия можно представить графически, совместив в одних осях координат графики спроса и предложения («Крест Маршалла»).

   

3) Конкуренция

Важным элементом рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция - соперничество между участниками экономических отношений, ситуация, при которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями.

   

Различают внутриотраслевую и межотраслевую, а также ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция - конкуренция, основанная главным образом на снижении цены товара. Неценовая конкуренция включает качество продукта, качество рекламы, информацию, инструкции, надежность обещанных дат поставок, надежность при использовании и послепродажное обслуживание.

     

Экономисты также выделяют следующие типы рынков: рынок совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – это рынок, на котором представлены аналогичные товары разных фирм – крупных и мелких.

Основные признаки совершенной конкуренции:

- наличие на рынке значительного количества продавцов и покупателей;

- однородность товаров;

- свободный вход и выход из отрасли фирм, т.е. полная свобода для организации производства любого товара, отсутствие каких-либо препятствий и ограничений для вступления новых фирм в отрасль;

- отсутствие контроля над ценами со стороны отдельного производителя (доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражаются на цене рыночного равновесия);

- нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технологии производства и т.д.;

- отсутствие монополий и иных ведущих сил на рынке.

   

 В наибольшей степени к такому типу рынка можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, некоторых видов услуг, биржи, валютные, фондовые рынки.

      

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства называется несовершенной. Несовершенная конкуренция – это рынки монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Несовершенная конкуренция приводит к монополизации рынка, создает преимущества отдельным производителям, в следствие чего снижается предложение товара на рынке, происходит необоснованное повышение цен, снижается качество изделий.

     

Противоположностью совершенной конкуренции является монополия.

Монополия – тип рынка, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующий цену.

Основные признаки монополии:

- выпуск товара контролируется одним продавцом этого товара;

- производимый монополистом товар является уникальным в своем роде и не имеет близких заменителей;

- монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.

Монополизация рынка отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей, нарушает права потребителей. Основная цель монополии – ограничение конкуренции для получение монопольно высокой прибыли за счет потребителей. Поэтому в РФ, как и во всех экономически развитых странах действует антимонопольное законодательство, которое направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

 

В целом ряде отраслей избежать образование монополий невозможно. Так, нельзя иметь в квартире несколько водопроводов от разных компаний, поэтому есть отрасли, в которых образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование. Эти компании получили название естественных монополий.

       Из документа:

      Статья 3. Определения основных понятий

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

      Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

- захоронение радиоактивных отходов;

- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях»

 

Олигополия (от греч. «oligos» - несколько, «poleo» - продаю) – это рынок, в рамках которого несколько крупных фирм конкурируют между собой. Олигополистическая рыночная структура – одна из самых распространенных структур рынка в современной экономике.

Основные признаки олигополии:

- в отрасли находятся несколько (2-5) крупных соперничающих фирм;

- контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью фирм и в некоторой степени реализуется путем заключения соглашений между ними (сговора);

- существенные ограничения для входа на рынок, связанные с необходимостью значительных капиталовложений для создания предприятия.

 

В России отчетливо олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Олигополизированы основные подотрасли химической промышленности (производство удобрений и пр.) и машиностроения (автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.). Крупные предприятия, которые однозначно придают рынку олигополистичекий характер, составляют основу современной российской экономики.

 

Монополистическая конкуренция - это рынок, на котором множество фирм, выпускающих дифференцированный (разнородный) продукт, конкурируют между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами.

Основные признаки монополистической конкуренции:

– дифференцированная продукция (фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить спрос на них);

– много продавцов и покупателей;

– барьеры для вступления в отрасль небольшие, это торговые марки, бренды и т.д.;

– жесткая неценовая конкуренция.

   

Монополистическая конкуренция – это наиболее распространенный тип рыночных отношений, который широко представлен на рынках продукции легкой и пищевой промышленности, в розничной торговле. Главным отличием монополистической конкуренции от совершенной является природа продукта. Для продукта фирмы существует много близких заменителей, но он разнороден и отличается от аналогичной продукции отрасли. Такое продукт становится в своем роде уникальным и напоминает продукт, производимый монопольно.

 

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть деятельность всех остальных участников невозможно.

 

Среди рынков экономисты выделяют также монопсонию. Монопсония – рынок, для которого характерно присутствие одного покупателя, предъявляющего рыночный спрос.

Основные признаки монопсонии:

– один покупатель;

– большое количество продавцов;

– стандартизированный продукт.

 

Достаточно часто монопсония встречается на рынке труда. Например, если экономика небольшого города завязана на единственное предприятие, на котором работает большинство его жителей. Примеры монопсонии в России: Министерство обороны на рынке вооружения, Федеральное космическое агентство на рынке ракетно-космической техники.

Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): «Рынок и рыночный механизм»

«Понятие и механизм рынка»

 «Рынок и его роль в современном обществе»

1) Понятие «рынок».

2) Конъюнктура рынка.

3) Функции рынка:

- стимулирующая;

- информационная;

- посредническая;

- регулирующая;

- функция ценообразования;

- санирующая.

4) Классификации рынков:

- рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок;

- местный, региональный, национальный, мировой;

- оптовый, розничный.

5) Типы рыночных структур:

- совершенная конкуренция;

- несовершенная конкуренция (монополия, олигополия).

6) Положительные черты рынка:

- эффективное распределение ресурсов;

- стимулирование научно-технического прогресса;

- способность к саморегулированию.

7) Отрицательные черты рынка:

- не гарантирует решение социально-экономических проблем (безработица, инфляция);

- порождает тенденцию к монополизации;

- отсутствие решения экологических проблем.

8) Понятие «рыночный механизм».

9) Составляющие рыночного механизма:

- спрос;

- предложение;

- цена;

- конкуренция.

10) Законы спроса и предложения на рынке.

Наличие любых двух из 3, 4 и 9 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

 

Тематический тест по теме "Рынок" (на основе реальных экзаменационных КИМ)

Используя материалы сайта, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Договором оферты

Авторы сайта: Якушенко Ольга Александровна, Кучерова Ирина Игорьевна, Закарая Элизбар Игорьевич

Свяжитесь с нами

novoevobrazovanii@mail.ru

© 2015-2021 Новое в образовании